НЕ Я ДЕЛАЮ ТО, НО ГРЕХ, ЖИВУЩИЙ ВО МНЕ (Рим. 7:17)
«Значит, не все мои грехи являются моими? Не во всех своих грехах я
виновен моей жизни, я могу отмахнуться, как не от моих? Это утешает
и …настораживает: нет ли здесь капкана очередного заблуждения?»
Слава Богу, что был такой Апостол, чей тонкий обновлённый свыше ум
проник в этот закоулок души и высветил происходящее в нём. Он един-
ственный из Апостолов смог смело заявить: не все мои грехи — мои.
И при определенных условиях сказать: не я делаю то. Это не мое.
Рим. 7:14—25. Озадачивает многих, поэтому появилось упрощенное
толкование 7 и 8 глав. 7 глава — якобы, человек до возрождения, духовно
мертвый, делающий то, чего не хотел бы. А 8 глава — это, якобы, утро
новой жизни возрожденного человека, у которого борьба позади и ко-
торому «ныне нет никакого осуждения» (Рим. 8:1).
Но в таком подходе есть свои неувязки и слабости. Вот некоторые
из них.
а) Послание Римлянам адресовано Церкви — «всем находящимся
в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» — 1 гл. 7 стих.
б) Павел не пишет: бедный ты человек, но «бедный я человек… злое,
которого не хочу, делаю».
в) Если 7 глава — это портрет не рожденного свыше, то помните:
борются живые. Мёртвые молча разлагаются. Жаждут победы над грехом
возрождённые люди. Только возрождённые настолько хотят победы, что
готовы за неё потерять и тело.
г) Умом служить Богу могут лишь духовно живые, знающие Господа,
а рабы греха служат своему господину.
Здесь открывается панорама борьбы плоти и духа, которая будет
длиться у многих до конца жизни. Если кто-то из вас думает, что уже
окончил борьбу и отдыхает на духовном Эвересте, то устройте сами себе
экзамен, проверьте: жива ваша плоть, или нет.
- Подержите её в посте или в бдении несколько суток.
- Заставьте её подняться на Эльбрус.
- Поживите без супруги год, два. И вы увидите, что плоть совсем
жива, и её нужно обуздывать вновь и вновь.
Потому она и умрет, что грех искоренить из неё полностью не удастся,
но сломить его господство можно. И это не так уж и мало: «Да не царству-
ет грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему» Рим. 6:12
Заметьте, это звучит раньше восьмой, даже седьмой главы.
«Живущий во мне грех» Рим. 7:20.
И не просто живёт в нас, как тихий квартирант. Не для того он про-
никал, чтобы тихо жить. А как же быть, что Христос, кажется, освободил
нас от греха? Он освободил нас из рабства греха, грех уже не властвует
над нами, он не идёт уже на открытую борьбу.
Свобода от власти греха. Я видел однажды, как перевернулась ма-
шина с водкой, разбились сотни бутылок. Лужицы водки постепенно ухо-
дили в землю. Из останавливающихся автомашин выскакивали мужчины
и с досадой размахивали руками: уходит добро, чем зачерпнуть? Самые
ретивые из них черпали её ладошками и вместе с грязью отправляли
в рот. Это рабство. По мне — пусть зачахнут все водочные заводы мира,
не дрогнет у меня ни один мускул… сожаления. Это — свобода, но это
и не означает, что я уже безгрешный ангел. Есть ещё, к сожалению, «за-
пинающий нас грех».
Он действует исподтишка, ставит подножки, мастерит капканы,
используя вполне законные требования плоти, провоцируя прихватить
что- то сверх положенного. И здесь безгрешная забота о плоти переходит
во вполне греховную похоть. «И попечение о плоти не превращайте в по-
хоть». Рим. 13:14. (И снова, заметьте, это уже после 8 главы.)
Более того, грех снова рвётся к господству и, когда это удается, на-
ступает зависимость: алкогольная, никотинная, наркотическая, сексуальная.
Это возвращение в рабство. И господин заставит вас делать то,
чего вы не хотите. Пока Самсон был свободен, он делал с врагами, что
хотел. Но, потеряв свободу и зрение, он крутил жернова на своих врагов.
(23 стих)
При каких же условиях я могу сказать: это не я делаю?
Апостол Павел обнаруживает в себе действие двух законов: Закон
духа жизни — во внутреннем человеке. Закон греха и смерти —
во плоти.
Два ангела ведут поединок, две армии столкнулись на «Куликовом
поле» Павловой души. И он — не посторонний наблюдатель кто кого.
«Порабощаю мою плоть со страстями и похотями». «Часто в постах в бдениях».
Усталость от этой борьбы вылилась в возглас «Бедный я че-
ловек, кто избавит меня от сего тела смерти?» Рим. 5:24.
И совсем странные слова в итоге: «Благодарю Бога моего Иисусом
Христом. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а пло-
тню — закону греха» Рим. 7:25.
Странная успокоенность Павла в этом заключительном стихе. Может
быть потому, что он в отрывке 14—25 стих обнаружил условия, при ко-
торых отмежёвывается от ряда грехов: не мои, не собираюсь взваливать
на себя их бремя, и отвечать за них.
При каких условиях за грех не надо отвечать?
- Если «соглашаюсь с законом (Божиим), что Он добр. А потому
уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (16—17 стихи), т. е.
принимаю этот закон, как руководство для своей жизни. Все в нём
меня устраивает. - Если «нахожу удовольствие в законе Божием» (22 ст.).
- Если есть во мне «желание добра» (18 ст.).
- Если ненавижу зло (15 ст.).
- Если активно борюсь, а не пассивно наблюдаю со стороны. И умом
моим служу Господу.
При этих условиях я могу о ряде грехов сказать: не я делаю то, но жи-
вущий во мне грех.
Если же мне не всё нравится в Законе Божием (не соглашаюсь), что-то
считаю досадным запретом или упущением. Если не нахожу удовольствия
в нём, если мне нравится делать грех. Если не веду борьбу, а плыву по те-
чению, то я не имею права отмахиваться от ответственности за грехи.
Они — мои. И остаётся только просить, чтобы милость Божия превоз-
неслась над судом. А как придти к победе над плотью — своя тема.