ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ХРИСТИАНСКОЙ
МУЗЫКЕ, ГДЕ ЕЕ ГРАНИЦЫ В МИРЕ ЗВУКОВ?
Мир, в котором мы живём, буквально,, пронизан звуками. Диапазон вос-
принимаемого нами велик — от писка комара до грохота канонады. Са-
мое грандиозное, что мне приходилось слышать:
взрыв 400 тонн взрывчатки с расстояния трех километров, обра-
зовавший котлован триста метров на шестьдесят и глубиной двенадцать
метров (Мангышлак).
Гул землетрясения в 7,5 баллов в 70 годах в Джамбуле.
Там же однажды, когда начало темнеть, все жители города поверну-
лись лицом на северо-запад. Оттуда, очень издалека пришел леденящий
кровь звук, и до полночи полгоризонта было охвачено бордовым заре-
вом. Похоже, в далеких отрогах Бурундая испытывалось что-то покрепче
атомной бомбы.
Дважды мне приходилось бежать ночью на душераздирающий жен-
ский крик. Тоже звук, только не позволяющий не помчаться на помощь.
Слава Богу, что этим не исчерпывается диапазон звуков Земли. Есть
ещё нежность виолончели или угроза грома. Шёпот влюблённых и первый детский крик.
Ещё звучат голоса проповедников и плач покаяния пред
Богом.
Но есть мир особых звуков, которые имеют беспрепятственный до-
ступ почти в каждое сердце. Мы им всегда и охотно распахиваем двери
души настежь. Это музыка. Мы любим музыку. Ей подвластен почти весь
диапазон нашего настроения. От самого грустного, когда душа отливает
в звуки свою печаль, до самого возвышенного, когда она на крыльях песни
несёт в небеса эхо нечастых земных радостей.
И здесь мы встречаемся с величайшим чудом: из семи тонов и пяти
полутонов появилось бесконечное многообразие мелодий. На любой вкус
Во все времена, во всех народах. Неповторимо. И сам собой возникает во-
прос: «Что Ты думаешь* Господи, о музыке вообще, о нашей земной в част-
ности, где мы можем узнать о Твоих вкусах, что нравится Тебе и что — нет?
Что Ты одобряешь: классику или рок? Ценишь ли Ты профессионализм,
или Тебя устраивает простое бренчание, лишь бы от души?»
Или Тебе по душе плач распростертого ниц поклонника, бесконечно
бичующего себя за провинности, и монотонное храмовое «Господи, по-
милуй, Господи, помилуй». Что думает об этом Божественная Библия, ко-
торая называется ещё «Словом, Божиим», Создатель которой Дух Святой,
употребивший более сороки авторов на протяжении полутора тысячи лет,
чтобы родилась эта книга с Большой Буквы?
Да, Библия не безмолвствует обо всём этом.
«И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл —
и отраднее, и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» —
1 Цар. 16:23.
Успокаивался царь, отходила угроза чьей-то жизни, облегчённо взды-
хали люди. Почему же музыка прогоняла злого духа от расстроенного
царя?
А вот, ещё один библейский пример:
«Теперь позовите мне гуслиста, (сказал пророк Елисей), и когда
гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь…» — 4 Цар. 3:15—16. А если бы без гусли-
ста? Почему потребовалась музыка, чтобы заговорил с пророком Господь?
От всякой ли музыки отступают силы зла? Всякая ли музыка располагает
Бога заговорить с человеком?
Давид, играя на гуслях перед беснующимся Саулом, глядя в его бе-
гающие глаза, не только перебирал струны, но, вероятно, ещё и пел.
Во 2 Царств 23:1—2. Перечень достоинств Давида заканчивается словами:
«Сладкий певец Израиля». Сегодня , может быть, назвали бы его «золотой
голос Израиля». И талант, и голос Давида несли на себе печать Божьего
присутствия и одобрения: «Дух Господень говорит во мне и слово Его
на языке у меня» (2 стих).
Поэтому и отступал злой дух от Саула. Чтобы наше пенье и музыка
разгоняли духов зла — надо не только иметь талант (в своем роде по-
мазание) но и чтобы Дух Божий действовал в нас. Божья музыка врачует
и освобождает.
Знакомый служитель Петр Смотров рассказывал:
«Обычно мы изгоняли бесов, беря, образно говоря измором. Не только
их, но и себя. Молитвами и повелениями мы изматывали не только про-
блемного человека, но и себя. Однажды мы попробовали иначе. Окружили
одержимого и поём песни о Спасителе Иисусе Христе. Бес начал бушевать:
-Прекратите петь, у меня все горит внутри!
-Ничего, в аду будет жарче,— отвечает Петр,— Поём дальше.
-Прекратите, я выхожу…
Бес поверг человека на пол и с шумом вышел. И вдруг, из лежащего
на полу — тонкий голос:
-А я ещё не вышел…
-Выйдешь и ты. Поём дальше…
-Вот так и выкуриваем порою по одному, воспевая в песнях Спа-
сителя»,
Что касается второго примера, когда с пророком заговорил Господь,
там картина несколько иная. Елисей расстроен, даже возмущён. Музыка помогла ему успокоиться, ровно потекли мысли, душа настроилась слы-
шать голос Божий. Вдохновение — это состояние души, при котором она
способна воспринимать слышанное. Я не думаю, что Елисей пригласил
уличного музыканта, чтобы он играл и пел, о чём попало. Пророк не был
легкомысленным.
Поговорим о качестве игры
В книге Амоса Господь высказывает Израильтянам:
«Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих я
не буду слушать» (5:33). «Горе беспечным… вы, которые день бедствия
считаете далёким… лежите на ложах из слоновой кости, и нежитесь,.,
поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием,
как Давид… пьёте из чаш вино…» (6:1—5).
Господь высоко оценил музыкальное мастерство Давида, а вышеназ-
ванных музыкантов отверг не столько за низкое качество игры, сколько
за то, что песни о Боге (5:23) они низвели до уровня развлечения, ког-
да на пороге уже стоял Божий суд. Если вы, начиная осваивать скрипку,
кое-как осилили какую-то мелодию, то вы сами, ваши друзья и, наверное,
Бог улыбнулись бы вашему успеху. Но если, спустя 30 лет, вы не продви-
нулись заметно к совершенству то ваш скрип будет только раздражать
слушателей на всех уровнях. И, думаю, если бы посланный на землю ангел
пролетал вблизи концерта оркестра Янни или скрипача Венгерова из Но-
восибирска, то он непременно остановился бы послушать совершенную
игру, бог, как и люди, любит профессионализм и качество. Только бы по-
священо Ему было от всей души.
У Толстого, есть заметка: идут два крестьянина.
-Давай, споём божественную песню.
-Давай.
Идут, поют, как могут. От души. Встретился им священник.
-Нестройно поете. Давайте я подучу вас. — Подучил. Идут, поют
стройно. Навстречу*— ангел.
– Что-то вашего пенья не стало слышно на небесах.
Поэтому в погоне за качеством не теряйте души.
Сегодня при таком смешении музыкальных жанров и стилей нелегко
отличить Божественное от небожественного. Но всё же можно. И нуж-
но, В классике и в народных песнях вы. быстрее отыщете Божественную
струю, чем в ломаных ритмах и в роке. Посмотрите на людей, слушающих
классику, или посмотрите на себя в зеркало, когда вы погружены в музыку
Вивальди или оркестра Янни, и сравните с тем, что происходит на сцене,
и в зале, где идёт рок концерт, и вы поймёте, из каких инстанций .идёт
вдохновение, к тем и другим.
Туманные рассуждения о безобидном христианском роке это —• шир-
ма, за которой чада преисподней переодеваются в ризы света, чтобы вый-
ти на сцену.
Посмотрите, кассеты евангелиста Джимми Сваггерта. Забудьте пока
о его ошибках (чем выше деревья, тем привлекательнее они для молний).
Сам он и группа певцов поют чисто христианские песни (или пели), да так
поют, что многотысячные залы или стадионы замирают в благоговении.
Думаю, что многие христианские песни мы не без удивления встретим,
придя на небо. Они оттуда просочились в сознание христианских компо-
зиторов в минуты вдохновения.
«Подари мне мелодии неба, что звучат в Твоём светлом раю». Конечно,
и страшная музыка отгоняет демонов в дукунских и шаманских ритуалах.
Если уж бесы не выдерживают её, то, что говорить о людях.
Любить своё
Когда-то в армии я проходил свой непростой отрезок жизненного
пути. Произошло разделение нашего братства. Боль, приговоры тех и дру-
гих. Никого из верующих рядом — целых три года. У меня стали появляться
вопросы, которые я задавал своим друзьям в письмах. Вот один из них;
«В мире столько хороших песен, почему мы не поём их?»
Друзья только причитали в письмах: «погибает Алексей». Лишь поэт Ва-
силий Беличенко не причитал, он вышел на борьбу с моими сомнениями: «А ты не подумал, почему мир не поёт наших песен?
Что в них нет ничего прекрасного? Но мир, к стыду нашему, любит своё, И неуди-
вительно, что он поёт “полумрак, поцелуй на рассвете”, а не “грозные тучи
нависли над нами”»,
Это были дни царствования Хрущева, Лагеря наполнялись христиан-
скими активистами.
Сегодня так много молодых верующих, которые разлюбили своё. Их
магнитофоны и плееры вносят в наши дома и автомобили столько не сво-
его, и вытесняется Бог из жизни таковых.
Заканчивается время формирования Церкви на Земле. Трудная жизнь
породила столько грустных мелодий. Но скоро ноги спасённых станут
на стеклянном море — абсолютный покой после бурь жизненного моря.
И этот сводный хор будет петь:
«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель. Правед-
ны и истинны пути Твои, Царь святых. Кто не убоится Тебя, Господи,
и не прославит имени Твоего. Ибо ты един свят. Все народы придут
и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:3—4).
Если человек увидел уже на Земле Великие и чудные дела Божии, он
не может молчать и не петь. Исполненность Духом Святым убережёт его
вкусы от блужданья по бездорожью музыкальных жанров и стилей, и по-
зволит видеть ту тонкую грань между христианской и нехристианской
музыкой. И каждому христианскому автору в виде напутствия:
Береги вдохновение свыше,
чтоб с годами твой пыл не прошёл,
Чтобы песни послушав, Всевышний
Улыбнулся: «Весьма хорошо».