Идёт человек по улице, и видит необычную церковь, т.е. нет куполов и он сразу думает, что это католики, хотя это могут быть лютеране, баптисты или еще какая-то ветвь христианства. Но католики у всех на слуху, их в 5 раз больше чем православных и не удивительно, что за католиков принимают всех отличающихся. Но что же такого в этих католиках и чем они отличаются?
И почему вообще отличаются. Всё дело в том, что когда-то была большая даже Великая Римская Империя. В которой была, после Греции сосредоточена вся мощь войны, культуры, цивилизации. Первые три века Христианам было в ней не сладко. Вспомнить хотя бы Нерона, который развлекал себя тем, что устраивал из христиан факелы, окуная христиан в смолу, а затем поджигая. Или отдавал христиан на растерзание диким зверям, на арене колизеев, чтобы в государстве было спокойно, ведь народ хочет “хлеба и зрелищ”.
Причем тут Нерон и римляне? Дело в том, что гонения на христиан прекратились, когда большая часть войска приняла христианство и власть задумалась о том, что если с этим ничего не сделать, то возможно государство падёт. И Константин, сейчас конечно же святой, принимает закон, по которому христианство становится государственной религией. Иисус Христос говорил, что царство Его не от мира сего. Но его последователи думали, что он от мира сего и разрушит власть Римской Империи. Иисус Христос говорил:” Берегитесь закваски иродовой“, подразумевая чтобы не смешивать власть светскую и церковь, но государство делает то, что ему угодно, так как ему выгодно. В римской империи императора почитали как бога, ему должны были поклоняться, что не делали христиане, за что и платили своими страданиями и жизнями. И когда государство решило поменять одну религию на другую, оно вмешалось и в церковные дела. И именно государственные дела послужили тому, что церковь разделилась, когда империя разделилась на западную и восточную Римские Империи. Одна с центром в Риме – западная. Другая с центром в Константинополе – византийская, восточная. Католики соответственно на западе. Православные- на востоке. Конечно, разделение не пошло на пользу христианскому миру. И когда турки начали завоевывать земли восточной Римской Империи, западные государства занимали выжидательную позицию, чтобы потом вмешаться и прибрать земли себе. Но упали в ту же яму которую рыли и мусульмане начали угрожать даже Риму, завоевав Испанию и распространяя влияние на Европу. Сейчас они делают то же самое, только изнутри. Прошли века. Церкви после раскола между собой не общаются. И у них появляются свои собственные предания, свои святые, своё богослужение и свое богословие. И в той и в другой церкви, государственное вмешательство было огромным. Вследствие чего на западе возникло движение протестантизма ( евангелисты, баптисты, лютеране), которое осуждало католическую церковь за то, что её учение не соответствовало истинам священного Писания.
Философы размышляют над тем, окружение ли формирует сознание или сознание бытие. Католики жили среди камней. Поэтому их соборы из камня и развита скульптура.
Православие , по моему мнению из-за того, что в данном случае бытие определяет сознание, склонилось к дереву.
Конечно, прошло время и православные церкви давно строятся из камня и кирпича, но было время, когда окружающий мир формировал архитектуру и внутреннее убранство храма. Точно так же и окружающая культура формировала некоторые догматы и “философию” того или иного направления христианства.
Отличие 1. Догмат о непогрешимости папы римского.
Все мы люди, все мы грешны, но католичество наследник Рима. Там был непогрешимый император, которому поклонялись как Богу, и папа римский взял на себя продолжение традиции. Теперь он стал “непогрешим”, ну вернее сказать хотел стать. Но он грешил, чем и навлёк на себя гнев протестантов, Лютера и его 95 тезисов. В православии такого догмата нет.
Отличие 2. Чистилище.
Католики верят в то, что есть еще и место страдания для церкви. В котором христиане будут наказаны за свои грехи, но в последствии выйдут из него в рай. В православии такого учения нет, да и в канонической библии ничего об этом не сказано.
Отличие 3. Папа наместник Иисуса Христа на земле.
Ну , здесь тоже непонятно почему это так. Глава церкви – Христос и никто иной не может быть главой церкви. Конечно есть епископы, патриархи, но никто из них не может сказать я глава всей церкви. А папа Римский такое вот говорит. Почему? Ну потому что императоры.
Отличие 4. Слева направо католики крестятся. Литургия.
На самом деле это совсем не важное отличие. Не думаю, что Бог пошлёт кого-то за то, что кто-то не так делает движения руками. Бог смотрит на сердце человека, верит ли он в Иисуса Христа, праведно ли он живет. Но Такое отличие есть. У католиков есть лавочки, у православных нет.
Отличие 5. Католикам нельзя жениться.
Ну вернее католикам жениться можно, а вот их священникам нельзя. и это плохо. Библия осуждает такое поведение.
1-е послание Тимофею 4 глава Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Из этого текста мы видим, что вступать в брак можно. А у католиков нельзя. И этот запрет приводит к известным грехам, о которых и говорить стыдно. У протестантов, например пастор должен быть обязательно женат. А у православных не женатым должен быть лишь епископ. А на обычных священников запрет не распространяется.
Отличие 6. Понимание природы Духа святого.
Католики, трактуют Святой Дух (не догматически) как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общее действие (энергия) всех Трёх Лиц Святой Троицы, поэтому Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью. В православии Святой дух понимается личность, а не результат отношений. И Любовь возникает между Духом святым, Сыном и Отцом, а не так что любовь это дух. Если и Дух – это любовь, то любовь как личность, со своими желаниями и волей.
Отличие 7. Католикам нельзя разводиться
В православии развод не желателен, но Христос сказал если есть прелюбодеяние в семье, то невиновная сторона может развестись.
Отличие 8. В православии отсутствует догмат о непорочном зачатии Девы Марии и ее вознесении в теле на небеса.
Нет его. В то время как католики считают её чуть ли не равной Богу и приписывают человеку то, что принадлежит Богу. только Иисус Христос был рождён непорочно, от Духа Святого.
Отличия православных от католиков – прочие.
Православие признаёт Вселенскими семь Соборов (греческая традиция – восемь), прошедших до великой схизмы, католицизм признаёт Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
В православии отсутствует догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы, а его примат (до великой схизмы), трактуется иначе, чем в современном католицизме.
В православии отсутствует догмат о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых». Поэтому в православной экклезиологии принято говорить только о Церкви Небесной — торжествующей — и земной — воинствующей. В католицизме добавляется ещё и страдающая — в Чистилище0.
Богословская теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом была воспринята и призанана официальным учением Римско-Католической церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX века. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами Первого Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле всё более точного словесного определения догмата и всё «более точного выражения в слове познанной Истины». В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения. При некоторой нечёткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала её в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее её догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
Церкви делятся, откалываются друг от друга, но главное чтобы церковь точно следовала том, что написано в Библии и не искажала учение. Истинно верующие люди, которые попадут на небеса будут среди всех конфессий, потому что Иисусу Христу дороги все люди на земле, а не только члены какой-то одной общины.