При слушанье многих проповедей, при чтении некоторых христианских
книг невольно возникает вопрос: «Какой же идеал человека устраивает
Бога? Тот, кто без конца смиряется, бичует себя нещадно, изводит постами
и бдениями, считает себя наименьшим среди всех, рабом, или же «прахом
и пеплом»? Быт. 18:27
Если сюда добавить «не бедных ли мира избрал Господь?», то идеалом
будет бомж: ничего нет, весь в прахе и пепле, гордиться нечем, измождён
вынужденными постами и бдениями. Вот такой же, с внешностью пещер-
ного монаха, только почитающий Бога, и будет человеком приятным Богу?
Но, читая Библию, видишь, что Господь любил иметь дело и с людьми
другого уровня: с состоятельным Авраамом и красавицей Сарой. С Иовом,
у которого до экзамена и после него имения было больше, чему хорошего
колхоза. С царем Давидом, и утонувшим в роскоши и излишествах Соло-
моном. С премьер-министром Вавилона — Даниилом; Он благосклонен
был к красивой Авигее и Вирсавии, Рахили и Ревеке.
Что же делать нам — ни богатым, ни нищим, не уродам, и не красав-
цам? К какому берегу прибиться: стать бомжом, у которого нет ничего, или
президентом;у которого есть всё? Довести свою внешность до внешности
Квазимодо, или кинозвезды, чтобы в итоге понравиться Богу?
В этом непростом вопросе первую помощь нам окажет 8 Псалом Би-
блии (пока 4—5 стих):
«Когда взираю я на небеса Твои,— дело Твоих перстов, на луну
и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек?»
Мы пока не говорим о самооценке. Один не в меру скромен, как мы-
тарь в храме: «Будь милостив ко мне, Господи». Другой переоценивает
себя, как Навуходоносор: «не моя ли руку сотворила сие!? Кто-то, как На-
полеон, заявляет Богу: «Тебе, Боже, — небо, а мне — земля».
Это субъективная оценка, так сказать «со своей колокольни». Но Бог
объективен, и со стороны даёт Свою оценку:
а) Мытарь пошёл домой оправданным.
б) Навуходоносор низведен на уровень животных.
в) Наполеон получил возможность поразмышлять перед смертью
о своем «величии», которое рассеялось, как дым.
Библия, помимо прочих задач, осуществляет принцип: «Приго-
товьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему; всякий дол да на-
полнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся
и неровные пути сделаются гладкими» (Лук. 3:4—5). Речь, понятно идёт
не о ландшафте, а о людях. Господь через Свое Слово кого-то мягко опу-
скает с маниакальных высот, кого-то вытаскивает из бездны отчаяния
на нормальный уровень.
Поговорим прежде…
О нижчтожестве человека (Чтобы сбить спесь с некоторых)
а) Представьте себе улицы и вокзалы Москвы. Что такое один чело-
век? Если к тому же у него не сложилась жизнь, отталкивающая внешность.
Кому он нужен? Может быть, одна лишь мать помнит о нём, оплакивая
его и свою судьбу.
б) Помню восхождение на Эльбрус. Когда мы достигли седловины
(5300 м) и оглянулись, то увидели, как крохотными черными пылинками
рассыпались по бесконечному склону фигурки следующих покорителей.
И на фоне гигантской панорамы кавказского Хребта они были так ничтож-
ны, что вспомнился восьмой Псалом: «Что есть человек!?»
в) А вы можете представить себе цифру — 6 миллиардов человек?
Много это или мало? Это 60 тысяч стадионов по 100 тысяч зрителей. Если
поставить всех жителей Земли плечом к плечу, они опояшут Земной шар
75 раз! И что такое один человек в этом людском океане.
Дальше в сравнении идти некуда. И если на этом остановиться, то —
столько причин для пессимизма! Эти мысли могут морально раздавить. Как
легко затеряться одному человеку с его радостями и печалями, с мечтами
и проблемами в этом мире! Как трудно ему получить свою долю внимания
и уважения. Никомуненужность, бессмысленность бытия.
Но каждый из 6 миллиардов хотел бы быть замеченным, кому-то нуж-
ным, кем-то любимым, не одиноким. В поисках этого столько вариантов
пробиться сквозь общую серость обратить на себя внимание. Даже через
самоубийство. Только со стороны не посмотришь на возможный эффект.
И здесь жизнь предлагает большой выбор: наука, религия, атеизм,
анархия. Они, как раз, и родились на краю бездны неясного.
а) Наука приводит человека на край пропасти между масштабами
вселенной и ничтожностью одного человека и оставляет один — на один
с этим сложным миром. И с улыбкой Кузьмы Пруткова говорит ему:«Если
хочешь быть мудрым, будь им». Сильный идёт путем миропознания, слабый
тонет, в бездумье. Сильный сделал открытие и пришел в ужас (например,
открыл ядерную энергию), в ужас потому, что увидел: уже не один человек,
а тысячи, миллионы — ничто в этом адском пламени.
б) Религия — это тоже многоликий Янус. Индуизм с очаровательной
индийской улыбкой заявит вам: «От кармы не уйдешь, её не изменишь.
Может быть, повезет в следующем перевоплощении? В карму бедного
не вторгайся со своей помощью».
И никакого просвета до смерти.
Исламу тоже нечем утешить человека, тем более, там нет очень глу-
боких размышлений о сути бытия.
О величии человека
Попробуем прислушаться к Библии.
Снова Пс. 8, только теперь — следующие стихи.
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что
Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою
и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих;
все положил под ноги его».
И это — не о каком-то монархе или гении, а о человеке вообще.
А вот ещё: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир,
а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
(Марк. 8:36—37).
Кто ещё так оценит одного человека!?
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас… чтобы дать вам
будущность и надежду» (Иер. 29:11).
Кто ещё так позаботится о вас?
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы
всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн. 3:16).
Кто ещё так способен полюбить, тем более, если вы уже стары,
дряхлы, больны и от вашей красоты не осталось «камня на камне?»
А Господь любит вас такими, какие вы есть, и готов подарить вечную
жизнь. А Лук. 15:4—7? Оставил 99 ухоженных овец и отправился искать
заблудшую. А 10 стих? «Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Бо-
жиих и об одном грешнике кающемся».
Кто, столь обеспокоенный вашей судьбой, будет отыскивать вас?
Вот Он библейский Бог. Он так не похож на того бога, каким рисуют его не-
которые проповедники и сочинители. Он совсем не такой, каким пытался
представить его автор книжки «Не расточай свои печали» П. Биллхаймер.
Откройте и прочтите 74—75 страницы. И вы увидите вместо Небесного
Отца — какого-то монстра, крушащего души Своих поклонников вдребез-
ги, Но, слава Богу, что таких наставников, как автор упомянутой книжки,
единицы. Конечно, Небесный Отец не только любящий, но и строгий. Ино-
гда Он вынужден стаскивать некоторых с маниакальных высот. Таковых,
как Навуходоносор или Ахав. До времени. И когда они осознавали — воз-
вращал им всё, а не держал их, то на животном уровне, то во вретище
до конца дней. Временная мера.
Отношение Бога к бедным и бедности не такое как у состоятельных
людей; «Сквозь наряды богатого и сквозь лохмотья нищего Христос видел
бессмертную душу человека, и любил её».
Может быть очень состоятельный человек, но с хорошей душой. Он
имением своим помогает тем, кому трудно. И зачем Богу отнимать у него
всё? А есть бедные, со злой завистливой душонкой-, которые не изменятся,
если они станут миллионерами.
Есть люди, раздавшие всё, расточившие то, что имеют ради Евангелия.
Они очень бедны, но они в глазах Божиих герои. И если кто-то устал
от бедности, прочтите еще раз 77 главу этой книги. Если кто думает взять
Бога «измором», постоянными слезами, постами и бдениями, истязаниями
отказом от многих вполне законных благ, пусть тот прочтет следующее:
«Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?
Но когда придут они, когда отнимется у них жених, и тогда будут по-
ститься» (Мтф. 9:15).
Если у вас с Богом отношения в порядке, не печальтесь, а «Всегда
радуйтесь». Потеряете как-то Его — плачьте и поститесь. Это будет оправ-
дано. И если кто-то служит Господу постом и молитвой — это другое дело.
«Ничто так не привлекает ко Христу, как вид жизнерадостного христиа-
нина. Ничто так не отталкивает от Христа, кагк вид подавленного мрачного
христианина». Любите Господа. С ним не умрете ни от тоски, ни от голода.
Вот такой стандарт человека угоден Богу. И его ожидает прекрасная
перспектива:
«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие мно-
гих к правде,— как звёзды, во веки, навсегда» (Дан. 12:3). И кандидаты
на такую перспективу — это люди, может быть, богатые, или бедные, гении
или простолюдины, очень красивые или совсем некрасивые, но с пре-
красной душой. «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 31:4).
«Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (I Цар. 16:7).
Тела, какими бы удачными или неудачными ни были,— останутся
на земле и станут горстью праха. А души, сдав земной экзамен (хотя бы
на троечку), выйдут на ангельский уровень, не только займут места павших
ангелов, но ещё и судить их будут (Лук. 20:35—36 и Мтф. 22:30).
Кого мы видим в сидящих рядом с нами, или, напротив нас, в Домах
Молитвы? Просто зелёного юнца или немощного старика? Просто чело-
века, на лице которого следы тяжёлой борьбы с недугами? Знайте, что все
они — будущие небожители (если сдадут экзамен и сохранят верность
Господу). Он Сам многократно обещал довести их ладьи до вечной при-
стани. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанн. 12:26).