Саул у Аэндорской волшебницы и пророк Самуил.
«Как могла волшебница вызвать Божьего пророка из потустороннего
мира?» 1 Царств 28 глава.
Старейшины Израиля приступили к Самуилу:
«Поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов».
«И не понравилось слово сие Самуилу. И молился Самуил Господу.
И сказал Господь. Послушай голоса народа во всем, что они говорят
тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царство-
вал над ними». «Объяви им права царя».
Перечислил Самуил многое и предостерег их: «Восстенаете тогда
от царя вашего…и не будет Господь отвечать вам тогда». «Но народ
сказал: нет, пусть царь будет над нами. И мы будем как прочие народы»
1 Царств 8 гл.
Ну что ж? Быть посему
Из того генофонда Израиля было выбрано лучшее. Молодой и краси-
вый, и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был
выше всего народа, Сын, уважающий своего отца, скромный (скрывался
в обозе во время поиска претендента на трон). Но его отыскали, и про-
возгласили царем. Начало было прекрасным. Продолжение — тоже.
«И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал
со всеми окрестными врагами своими, с Моавам и аммонитянами,
и с Едомом, и царями Савы и с филистимлянами, и везде, против кого
ни обращался, имел он успех» — 1 Цар. 14:47.
Шли годы и, возможно, постоянный успех вскружили голову царя. Он
делает первое преступление перед Богом: совершает священнодействие,
на которое он не имел права (1 Царств 15 гл.). И сказал Самуил Саулу:
«Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего,
которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование
твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию тво-
ему» 1 Царств 13:13—14.
Не удостоив Самуила ответа, Саул резко встал и удалился из Галгала,
готовясь к сражению. Но милость Божия пока ещё не оставила Саула.
Господь поручает ему исполнить суровое обещание: изгладить Амалики-
тян из поднебесной (Исх. 17:14). Это — за их покушение на младенца —
мессианский народ, родившийся в цветущем в ту пору организме Египта,
который направлялся домой из «египетского роддома» на свою истори-
ческую родину.
Но Саул решил внести поправки в Божье повеление и сберёг Агага. Это
было последней гирей, и чаша весов пошла вниз — отношения с Богом
рушились. «От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух
от Господа (по позволению Господа)». 1 Цар. 16:14.
За день до своей смерти Саул ощутил всю тяжесть оставленности Бо-
гом: несметные полчища врагов, Божье молчание на все формы молитв,
отсутствие Самуила, умершего к тому времени. Отчаявшийся Саул отправ-
ляется к волшебнице в Аэндор.
- Кого же вывести тебе?
- Самуила выведи мне.
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула.
- Что ты видишь? — спросил царь, сам не видя никого.
- Вижу как бы бога, выходящего из земли.
- Каков он видом?
- Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
Тогда узнал Саул, что это Самуил и пал лицом на землю и поклонился.
И, похоже, ни Саул, ни два его спутника так и не видели никого, только
слышали голос: «для чего ты меня тревожишь, когда Господь отступил
от тебя и сделался твоим врагом?»
Как же волшебница — слуга самого Диавола — могла вызвать Божьего
пророка из потустороннего мира?
Есть несколько попыток объяснить происшедшее в доме
волшебницы:
- Волшебница вызвала вовсе не Самуила, а его имитатора из мира
духов, как обычно в спиритической практике, но то, что говорил и как
говорил вышедший, рассеивает всякое сомнение: это был тот же самый
Самуил. Он не только повторил слова сказанные Саулу еще при жизни,
но объяснил причину Божьего молчания и предсказал события завтрашне
го дня, которые в точности исполнились. Так «душки» обычно не говорят
Да и почему вскрикнула испуганная волшебница? Видимо произошло
не то, чего она не ожидала. Явиться должен был кто-то привычный для нее,
а явился сам пророк, и следом пришло ее прозрение:
«Зачем ты обманул меня? Ты — Саул».
- Господь, возможно, опередил волшебницу, позволив Самуилу
явиться Саулу, чем и повергло в страх хозяйку дома. - Господь поступил по принципу: «Злой дух от Господа», Т, е господь
позволял злому духу искушать Иова, возбуждать Саула и, наверное, оже-
сточать фараона, или сеять учеников Христа, как пшеницу. Возможно,
в случае с волшебницей сработал этот принцип.
Но есть, по-моему, более убедительное объяснение.
«Смерть царствовала от Адама до Моисея». Рим. 5:14.
И её царство продлилось до самого схождения Христа в преисподние
места земли Еф. 4:8—9. И не на прогулку в места заключения, а «дабы
смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» —
Евр. 2:14.
О цели Своего похода в державу смерти сам Иисус выразился так:
«Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв и се жив во веки
веков, Аминь; и имею ключи ада и смерти». Об этом же в стихах:
«Христос сойдет и в царство мертвецов,
Он будет там, чтоб бывшим проповедать.
И вздрогнет преисподняя от слов:
«Ну, грозный ад, и где ж твоя победа?!»
Держава смерти. В страхе тронный зал.
Ещё бы! Князя тьмы лишают власти.
Вошедший повелительно сказал:
«Ключи сюда». И дверь темницы — настежь.
И яркий свет, как предсказал пророк,
Сидящим в тени смертной воссияет,
— Темницу вдруг наполнил. И умолк
Всеобщий стон от края и до края.
Всё это будет. А пока лежит
Святой младенец на соломе хлева.
И не об том ли в ночной тиши
Шептались звезды в небе Вифлеема?»
События в Аэндоре произошли до того, как ключи смерти оказались
в руках Иисуса. Смерть царствовала и было возможно вызвать кого-то
по просьбам ее земных слуг — волшебников и спиритов, но после по-
беды Христа, над адом и смертью подлинных обитателей прошлого уже
не вызвать волшебникам. В новогоднюю ночь вызываются не дух Пушкина
и Блока, а душки, «косящие под них», они щеголяют рифмами, приправ-
ленными нецензурщиной. И колдуньи совсем не кричат от страха, как в Аэндоре.
А от чего кричать? Волшебники и колдуны – из одной труппы, а режиссер- дьявол.
Выбирайте любое объяснение.