«На Земле столько вер! Какую же из них мне избрать правильно, чтобы не оши-
биться?»
Не имею ни морального, ни юридического права, ни достаточных по-
знаний, да и места в этой книге для основательного обзора и анализа всех
религий мира. Нет им числа. Но всё же, общая картина напоминает Би-
блейскую фразу из (Дан. 7:2) «Четыре ветра боролись на великом море».
Буддизм, магометанство, христианство и политеизм. Последний — объединяет множество религий, поклоняющихся выдуманным богам: золотым, каменным, деревянным и т. д. Они, как комары, плодились в древней Греции, на острове Пасхи, на другом побережье Атлантики, на пятом Континенте, по всей Малайзии. И сегодня ещё у них миллионы
поклонников.
Есть ещё иудаизм, конфуцианство, но всё это не имеет всеминого влияния или являются веточками основных религий. Я готов говорить о Христианстве, но кратко скажу, какими видятся мне другие религии.
Буддизм
А) Буддизм, с его заумной философией, продержал миллиард людей в нищете, в стороне от прогресса, превратил страну чудес — Индию в одну из беднейших и больных стран. По улицам их городов бродят не прикосновенные коровы, а дети страдают без молока и мяса! Да и сама философия, родившаяся между Индом и Гангом, способствует нищете.
Возьмите, хотя бы, вопрос кармы-судьбы. Если кто-то беден, значит, у него такая карма, и ты не можешь вторгаться в неё, помогая нищему. И пропасть между теми, у кого карма богатая и бедная, соразмерна с «Гранд Каньоном» в Колорадо. И хотя буддизм признаёт высший разум,— не достучаться человеку до него, не приблизиться. И, как пел Высоцкий: «Хитрую религию придумали индусы». И хотя в буддизме и индуизме есть свои светила — Махатма Ганди и другие, но я не могу судить о практической пользе их туманной философии.
Ислам
Б) Магометанство. Возможно, в их главной книге, Коране, много полезного, но толкований его почти нет на европейских языках. Да и
основная масса мусульман сама не читает Коран. Что-то есть, конечно, доброе и в нём. Во встречах за чашкой чая с муфтиями Кабардино-Балка-
рии мы увидели немало точек прикосновения с христианством, и общих ценностей.
Но есть в магометанстве этакий СС — ислам. Он ссылается на Коран. Для рекламы и СМИ берутся ссылки из первой его части, а для внутренне-
го пользования и оправдания карательных операций используется вторая часть, где прочно прописалось слово джихад. В исламе кроме фанатизма,
презрения к неверным и жажды владеть миром в третьем тысячелетии, мало что и видно. Аллах Акбар! И рука с автоматом взлетает вверх, а в
другой руке отрезанная, ещё не остывшая голова. Всемирный терроризм, проделки талибов — это тоже детища ислама.
Христианство
В) Христианство. Это тоже толстый пласт течений и вер, и здесь столько нужно просеивать, чтобы отыскать тех, кто ближе к Истине. Здесь
свои ветры борются на жизненном море. И здесь безошибочной будет мерка, оставленная Христом: «По плодам их узнаете их» (Мтф. 7:16).
Больше всех кроваво наследил в истории католицизм. Крестовые походы для миллиарда мусульман сделали ненавистными имя Христа
и христиан. Тысячи костров, где горели протестанты и вообще инакомыслящие, народные герои, такие как Жанна д’Арк и Ян Гус! Не успевали
высыхать топоры палачей, отсекавших десятки тысяч голов лучших людей, возражавших католицизму. И в этой страшной практике рука — об руку
«трудились» папы, короли, архиепископы и кардиналы. Может быть, сегодня католицизм притих, но прошлое перечёркивает всё доброе, что,
несомненно, есть и в нём. И я никогда не посоветую кому-то искать истину в таком христианском течении, где проливалась кровь и шла бойкая
торговля индульгенциями.
Вы быстрее отыщете тех, кто ближе к Истине, в среде протестантов, лозунг которых: «Долой церковный произвол! Назад к Библии».
И пока на Западе остывала зола костров, пока мыли от крови топор палачей, то откручивали, то закручивали гайки на репрессивной машине,— на востоке, т. е. в России, действовала своя инквизиция святейшего Синода, нещадно били и забивали насмерть русских протестантов и тысячами гноили их в холодной Сибири.
Православие было государственной религией. Это, в своем роде, Русский Католицизм. После революции он притих, после сталинских репрессий — ещё больше. Но пришла перестройка, и так заметна в их среде ностальгия по временам «святейшего синода во главе с «русским Нероном» — Победоносцевым. Спасибо Степняку-Кравчинскому за книгу
«Штундист Павел Руденко» о бесчинствах попов в те дни.
Как же найти тропинку к истине среди бытующих сегодня христианских вер, когда и в протестантстве такое бездорожье?
ЕСТЬ ВЫХОД
В основе всех христианских течений лежит или должна лежать Библия, в основном Новый Завет. Если вы действительно хотите найти Истину, вам
придется потрудиться -— хорошо ознакомиться с Новым Заветом, да и со всей Библией, чтобы сопоставить теорию и практику любого извест-
ного вам течения с библейскими требованиями. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют
о Мне» — сказал Христос (Иоан. 5:39).
И в самом начале ваших поисков вас может подкараулить опасность: первая информация самая живучая. Попадается вам, например, Свидетель
Иеговы, околдует отточенной речью и «добротой», покажет вам Библия в их ракурсе и это может остаться в вас надолго. Всегда оставляйте за сс
бой право перепроверять чужие и свои убеждения «испытывайте духов от Бога ли они» (1 Иоанн. 4:1). Истина не боится проверки.
Итак, сопоставляем главные понятия Библии с учением конфессий.
I Троица
а) «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мтф. 28:19),
б) «Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть одно» (1 Иоанн. 5:7),
Все христианские течения признают Троицу, кроме «Свидетелей Иеговы» (если их вообще можно считать христианами!). Некоторый туман
в этом вопросе у Единственников.
II Христос — Сын Божий, Христос — Бог
а) «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истин-
ный Бог» (1 Иоанн 5:20).
б) «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог,
и он в Боге» (1 Иоанн 4:15).
в) «Кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий» (Сущий — Иегова)
(Иоанн 3:14).
г) «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).
Против божественности Иисуса возразят опять же лишь «Свидетели
Иеговы».
III Душа
Вечна. Внутренний мир человека. Дороже всего видимого мира. Нуж-
дается в спасении. После смерти попадает в рай или ад.
а) «Я видел под жертвенником души убиённых за слово Божие…
и возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый
и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»
(Откр. 6:10).
б) «И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса»
(Откр. 20:4).
в) «спасайте души ваши» (Лук. 21:19).
г) «Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мрк. 8:37).
«Свидетели Иеговы» и адвентисты считают, что «душа — это 5—6 ли-
тров крови», выплеснул и всё». (Слова, сказанные мне пресвитером суб-
ботников — адвентистов). Но всё смелее звучит в среде адвентистов более
глубокое понимание души. И это радует.
IV Будет Божий суд
а) Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2:16).
б) Вскоре судить живых и мертвых (1 Пет. 4:5).
в) Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).
«Суда не будет» — возражает только «свидетель Иеговы», — Бог
не настолько жесток.
V «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10)
«Нынешние небеса и земля…сберегаются огню на день суда»
(2 Пет. 3:7)
«Не сгорит земля» — возражает «свидетель» (знает больше Петра).—
«Она только обгорит. Зачем сжигать дом, если в нём завелись клопы и кры-
сы». Бог — не бедный застройщик. Эта земля сгорит, но Он создаёт «Новое
Небо и Новую Землю» (Откр.)
VI Крещение — это «обещание Богу доброй совести»
(1 Пет. 3:21)
Это, в своём роде, «воинская присяга» на верность в Божией Армии.
Это удел взрослого человека. Христос принял крещение в 30 летнем воз-
расте! И это не обряд, а святыня.
Вопреки Писанию, детокрещение принято в Православии, Католициз-
ме и Лютеранстве.
VII Рай и Ад
«И в аде, будучи в муках он поднял глаза свои» (Лук. 16:23).
«Ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).
Это сказал Иисус 2000 лет назад.
Но «свидетель» говорит: рая пока нет, будет когда-то, и то на земле,
а ада вообще нет. Геенна огненная — это дымящая свалка за Иерусалимом,
(Знают больше Христа).
VIII Молитва
«Отче наш, сущий на небесах» — учил Иисус молиться «по прямому
проводу» без посредников. Даже не учил молиться матери Своей Марии.
В Православии много посредников, ходатаев, заступников, угодников,
которым молятся, в том числе и Деве Марии.
IX Кумиры
«Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся
им» (Исх. 20:4). В православных храмах люди кланяются изображениям
святых — иконам. Лишь немногие поклоняются не иконе а Христу. А о том чтобы поклоняться святым – в библии вообще трогий запрет – Господу Богу поклоняйся и ему одному служи.
X Отец
«Отцом себе не называйте никого на земле, ибо Один у вас Отец,
который на небесах» (Мтф. 23:9).
В Православии настоятель каждого храма — Отец. Молодой, ещё
не женатый человек — мой знакомый — Сергей, теперь Отец Андрей.
XI Проповедь
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мрк. 16:15).
Это поручение не даёт основания для пещёрного монашества и за-
творничества.
XII Брак и безбрачие
«Учениям бесовским… запрещающим вступать в брак и употре-
блять в пищу то, что Бог сотворил» (1 Тим. 4:1—3).
Вы обязательно столкнётесь с этими запретами в некоторых христианских течениях: то служителю нельзя иметь семью, то свинину нельзя
есть… Если сам отказывается человек — это его дело, но запрещать,оказывается, — это дело бесовское.
XIII Постоянное изучение Священного Писания
Вот непременное условие здорового Христианства (1 Псалом).
Считая себя православными, миллионы Россиян не читают Библию сами, довольствуются тем, что иногда слышат что-то в храме, да и то на церковно-славянском языке. Отсюда туманные понятия обо всех библейских вопросах.
XIV Предания
«Вы устранили заповедь Божию преданием» (Мтф. 15:6).
Масса преданий вытесняет евангельскую суть из умов и сердец многих прихожан, и это должно настораживать.
Список подобных вопросов можно продолжать, но они, как бы, не затрагивают разномыслий в протестантах. И здесь нужно проверять Писанием: кто же из них ближе к истине. Шесть основных протестантских течений, действующие в нашей стране:
Баптисты
Совет церквей («отделённики»)
Пятидесятники
Харизматы
Пресвитериане (это в основном корейцы)
Адвентисты – субботники.
Они единомышленны в вышеперечисленных пунктах (кроме адвентистов в вопросе души). Но Совет церквей перестарался в вопросах отношения к власти и внутрицерковной дисциплине, граничащей с диктатурой.
Пятидесятники — серьёзные христиане, но до фанатизма заняты вопросами духовных даров и игнорируют предостережение Апостола Ио-
анна: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они»
(1 Иоанн. 4:1) (для их же безопасности).
Харизматы — те же пятидесятники, только ушедшие в беспредел эмоций, где так плохо просматривается граница Божественного и не божественного, где так легко перепутать вдохновение.
Пресвитериане — любящие Бога и Библию, но слаборазвитое учение о Рождении Свыше порождает большую текучесть в их рядах: по-
нравилось, привыкли, наскучило, — ушли. Тем более нет членства. Трудно спросить кого-то за проступки. Национальный колорит богослужения по своему красив и меня лично не смущает. Протест в душе появляется, когда вводят танцы на богослужении, а после него — обучение восточным еди-
ноборствам (видимо, для привлечения молодёжи, но догматика здравая.)
Остались незатронутыми Баптисты.
Считаю это течение наиболее здравым, без фанатизма, не потому что
я сам баптист, а я в этом течении потому, что вижу его наиболее близким
к Истине. Здесь нет застывших форм, нет непоколебимых устоев в порядке
богослужений. Ищутся и находятся новые формы не в ущерб Библейским
принципам. Ценится трезвый ум. Конечно, полная свобода подпортила
и расслабила многих, глядя на которых можно разочароваться в баптизме.
Для полной картины следует упомянуть новые для России религиозные течения:
«Новоапостольская церковь», «Мормоны», «Мунисты», «Нью-Эйч (Новый век), «Живой поток» Вочмана Ни. И др.
Но здесь уместна пословица: «Не зная броду, не лезь в воду». Появится минимум библейских знаний, и вы без труда разберётесь с ними. Это, чаще
всего, не новые, а деформированные старые течения.
Вот, любознательный читатель, пред тобою галерея христианских вер.
Сопоставляй и делай выбор. Иди туда:
а) Где увидишь максимальную близость к Библии,
б) Где ценится трезвый разум больше, чем эмоции,
в) Если в этом течении есть уверенность в спасении,
г) Если не только говорят красиво, но и живут так.
д) Если есть конкретные ответы на молитвы (пусть не частые),
е) Если люди счастливы в своём убеждении,
ж) Если царит неподдельная любовь между людьми, — можешь смело
сближаться с ними независимо от названия веры. «Во всяком народе боя-
щиеся Его приятны Ему». «Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи,
войдёт в царство Отца Моего».
И ещё: если вера способна в корне изменить характер человека. Однажды спросили жену, муж которой обратился ко Христу и стал евангельским христианином: -Правда ли, что ваш муж переменил веру?
-Нет, — ответила она. — Вера переменила моего мужа: раньше он был безбожником, нелюдимым, угрюмым и недовольным, а теперь вы сами видите, какая произошла в нём чудодейственная перемена. Я сама не узнаю его — он стал жизнерадостным, трудолюбивым и открытым.