Должен ли верующий следить за политическими событиями в стране,
или это не его дело?
Не только должен, он не сможет не следить. События в стране, частью
которой вы являетесь, отражаются на вашем настроении и здоровье, ка-
саются вашего «самого чувствительного органа — кармана», поднимают
или опускают уровень благополучия, добавляют или урезают свободу ве-
роисповедания и евангелизации. Разве вам безразлично кто будет у руля:
Медведев или второй Хрущёв, будете сидеть под виноградником на юге,
или под стражей на севере?
Можете не следить, только вы безнадёжно отстанете, и многое у вас
будет невпопад. В мире столько событий!
«Не задуматься здесь может лишь тугодум,
А остаться спокойным способен лишь даун».
Вас устраивает перспектива выйти на их уровень? Меня — нет. Да и
не имеете права, ведь по вам люди могут судить о церкви вообще. Не ду-
маю, что Иисус Христос в восторге, когда на Его Невесту-Церковь кто-то
бросает тень. Да не Он ли учил нас вглядываться в происходящее, чтобы
не проспать Его Второе Пришествие? Не Господь ли учит, что «начальник
есть Божий слуга» (Рим. 13:4)? И просит совершать молитвы «за царей
и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятеж-
ную». (Без мятежей, переворотов и революций) (1 Тим. 2:1—3).
Царям или президентам нелегко в потоке приходящих мыслей, идей
и советов отыскивать верное решение, так сказать — струю от Бога. По-
могайте им вашими молитвами о них.
Но если ограничить ответ на вопрос нашего отношения к политике
вышеизложенным — это означало бы втиснуть отведённую церкви Самим
Богом роль в узкий фарватер личной выгоды христианина — чтобы ему
было хорошо:
а) чтобы не опустел карман;
б) чтобы сидеть под виноградником на юге; а не под стражей — на се-
вере;
в) чтобы не выглядеть безнадежно отсталым среди эрудированных
современников;
г) не проспать Пришествия Христа.
Это всё необходимо, но есть еще что-то более важное. И вспоминаешь
строки; «Что год грядущий мне готовит?» А что готовишь ты ему?
Церковь не только должна ожидать от политики и правителей ломоть
благополучия, она может положительно влиять на неё во благо очень
многим. Только прочел книгу «Конфликт царств» Чарльза Колсона.
Я знал об Уилберфорсе, но очень мало. В этой книге автор описал эпопею
его борьбы с английским парламентом за отмену работорговли. Став чле-
ном парламента в 21 год благодаря своей эрудиции и красноречию, он
вскоре совершил длительную поездку с евангелистом Айзеком Милнером
по Европе, который уговорил Уилберфорса прочесть Библию. Затем —
общение с христианином Джоном Ньютоном, который сказал: «Господь
возвысил вас на благо церкви и на благо нации». Уилберфорс последовал
его совету. И вскоре в его дневнике появились строчки: «Всемогущий Бог
поставил передо мной две великие задачи: отмену работорговли и ис-
правление нравов».
20 лет он вёл отчаянную борьбу с парламентариями, значительная
часть которых финансировалась работорговцами. Но он мыслил:
«Если христианство исполнено истинного смысла, то оно должно глуб-
же проникать в общественную жизнь; оно должно не только спасать, но и
служить».
Несколько раз он в отчаянии опускал руки; вокруг него слагалась ат-
мосфера ненависти. Его крепко поддержал и ободрил Джон Весли: «Не
укрепившегося в Боге, вас бы смели с лица земли силы людские вкупе
с диавольскими. Не теряйте мужества. Продолжайте свой труд во имя
Божье, пока американское рабство, гнуснейшее со времен Адама, не ис-
чезнет навсегда».
К Уилберфорсу вернулась решимость 22 февраля 1807 года, после
20 лет отчаянной борьбы 283 голосами против 16 была отменена рабо-
торговля. По щекам Уилберфорса текли слёзы. Затем ещё 18 лет боролся
он за полную отмену рабства до самой своей отставки. Но и после неё —
ещё 10 лет. 29 июля 1833 года через три дня после второго чтения зако-
нопроекта об отмене рабства Уилберфорс умер. Последними его словами
были: «Слава Богу! Я дожил до того дня, когда Англия готова отказаться
от 20 миллионов фунтов во имя отмены рабства».
Он, как большинство верующих, мог спокойно жить, не перегревая
голову политикой. Но отдал свою жизнь спасению сотен тысяч чернокожих
от кошмара рабства. Это было давно.
А в книге «Встречи» я описал, как христиане ЮАР воспрепятствова-
ли медпрофсоюзу провести варварский закон об освобождении страны
от детей-инвалидов и глубоких стариков. О том, как они борются с экран-
ной пошлостью, и с попытками вытеснить Бога из учебных программ. И это
были блестящие победы. Как недостает России вот таких, практически
любящих ее христиан! Кто не видит, как проталкиваются законы господ-
ствующей в России церковью, чтобы оставить всех протестантов за бор-
том? И церквам во многих городах и селах городская и сельская власть
уже не может позволить себе некоторые решения без оглядки на отцов
и благочинных. И надо же, как отдрессировали святоши «народных из-
бранников».
Провести христианский концерт в ДК, поместить статью в местной
газете, посетить зону не позволят вам, пока «отцы» не дадут добро. А его
они никогда не дают. Нередко проходят этакие теледебаты о целесоо-
бразности разных религий в стране помимо РПЦ. Помню, вглядываюсь
в экран: в зале — ни одного знакомого лица из нескольких протестант-
ских деноминаций. Только в первых рядах то здесь, то там сидят в величе-
ственных позах женоподобные фигуры в рясах. (Еще бы! Их лидер — друг
самого президента!) И они решают, видите ли, религиозную судьбу целой
страны. Выступающие один за другим бросают гири на чашу их весов.
И возразить некому (других умышленно не пригласили, и создается види-
мость единодушия). Но, слава Богу, оказалась там такая «Есфирь» — жен-
щина корреспондент, она нашла в селе мужества, чтобы бросить такую
гирю на другую чашу, что та пошла вниз: «А почему я должна слепо подчи-
ниться такой вот религии, если она мне не по душе!? Зачем вы навязываете
её целой стране? Это — антиконституционно. У меня, может быть, иное
понимание правильности вероучения». Этой короткой реплики хватило,
чтобы остудить людей в рясах. Брови их взлетели, но чаша весов ушла
вниз, и ведущий как-то быстро закончил программу встречи.
Конечно, не каждый верующий может бороться за истину с парла-
ментариями, как Уилберфорс, не всех пригласят на дебаты о судьбе рос-
сийских религий. Для этого нужно было готовить себя с ранней юности,
а не проводить время в пустопорожних вечеринках. Нужно так работать
над собой, чтобы вас заметили, оценили и пригласили повыше. И такие
есть и в Молдавском и в Украинском парламентах. Но где-то в христи-
анских рядах бурчат: «место ли верующему человеку в светской среде?»
Успокойтесь и молитесь о них. Вам — не место там, а им — место,
чтобы они могли сказать слово в защиту Евангелия.