«Как это совмещалось в доме Михи?» (Суд. Изр. 17 гл).
Это было время безвластия и анархии. Четырежды с 17 по 21 главу
написаны слова:
«Не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось спра-
ведливым». Сыны Дановы, например, захватили Лаис, уничтожили его,
и построили свой город Дан (18 гл.). Сыны Вениамина вели себя, как со-
домляне, требуя вывести к ним гостя, чтобы надругаться над ним. И не-
кому было пресечь их беззаконие (19 гл). Затем израильтяне практически
уничтожили вениамитян (26 тысяч мужчин).
«Каждый делал то, что ему казалось справедливым». Миха — тоже.
Его не устраивало то, что Дом Божий находится где-то в Силоме! А почему
не у меня? Чем я хуже? И он решил из своего дома сделать храм. Ни Бог, ни
народ не поручали ему этого, Заказал истукана, литого кумира, приобрёл
ефод, терафим, посвятил одного из своих сыновей в священники, нанял
безработного левита. Полная самодеятельность. Миха считал, что у него
теперь Дом Божий. Но это он так думал, а Господь так не думал. Молодо-
го Левита позвали сыны Дана, обещая лучшие условия. Он обрадовался,
ушел от Михи, прихватив с собой ефод, терафим и истукана — главную
атрибутику миховского храма. И «кончился» Дом Божий у Михи.
Несколько слов о терафиме — «домашний божок, идол» (с Евр.);
«дух, демон» (с хеттско-хурритского).
В семье Лавана был такой домашний божок, которого похитила Ра-
хиль. Даже в доме Давида находился терафим, принадлежавший, видимо,
Мелхоле (1 Цар. 19:13). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить
всех терафимов (4 Цар. 23—24). А ещё раньше Иаков закопал всех идолов
своих домочадцев под дубом (Быт. 35-4). [Энциклопедия Брокгауза]
Безвластие всегда порождало анархию. Нам водителям мало нравятся работники
ГАИ, но упраздните на неделю эту организацию, и будет кошмар на дорогах. Упраздни-
те милицию, и страна захлебнётся в крови, задохнется в насилии. Поэтому написано:
«Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он
не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло»
(Рим. 13:4).
В церковной практике безвластие тоже ведёт к анархии. Это бунт против установ-
ленного Богом порядка. Если прочесть Еф. 4:11 «Он поставил одних Апостолами,
других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями», а затем
1 Пет 5:25; Еф. 6:1—4; 5:22—25, то рисуется что-то похожее на позвоночник .
Если у человека выбить из позвоночника одно звено, он превратит*
ся в мешок с костями. Та же судьба может постигнуть любую поместную
церковь. Сколько вольнодумцев — Мих сегодня ратуют за реконструкцию
Божественного порядка в церкви.
«Все мы цари и священники у бога. Зачем нужен синедрион — брат-
ский совет?!»
«Зачем вам всякие священники и пресвитера? У вас будет один малень-
кий человек, который будет инъецировать вас от имени Иисуса Христа»
(Уэтнес Ли). Проще ■*-*! сажать вас на свою иглу. «Зачем мне ходить в Дом
молитвы, мы в своём доме проводим ещё лучшие собрания. Тем более
у нас есть уже рукоположенный служитель» (уже и левита пригласили
в дом самозванца Михи).
Всё это — попытки повыбивать позвонки, ввести свой порядок в до-
мостроительство церкви. Такие люди, как и Миха, плохо чувствуют, что
следует, чего не следует делать в Доме Божьем (истуканы, кумиры). Их
беспокоит одно: реклама, признание и внимание спонсоров. И чтобы шли
люди к ним. Я имею ввиду не малые группы, организованные церковью,
а противостояние церквам. И за свою пресвитерскую бытность я насмо-
трелся на эти «дома Божии» различных «Мих», которые делают то, что им
кажется справедливым.