13 глава Матфея — это подборка притч Иисуса Христа о том, каким об-
разом Царство неба нисходит на землю и преобразует её, чтобы исполни-
лось: «Да будет воля Твоя и на Земле, как на небе» (Мтф. 6:10). С притчей
«Вышел сеятель сеять» разобрались уже давно. Она не вызывает разно-
мыслий благодаря тому, что Сам Иисус разъяснил её.
Притча о пшенице и плевелах тоже легкодоступно для понимания
Сегодня идёт такой посев в людские умы! Тут и чистое зерно Истины, и зёрнам протравленные ядохимикатами человеческих мудрствований, и откровен-
ные сорняки религиозных и философских измышлений.
О зерне горчичном спорят.
Во-первых, нам — жителям северного
полушария малоизвестно это растение, а тем более достигшее размеров
дерева. Для жителей южных стран этой проблемы нет. В книге «Земля
и книга» У. Томсон писал: «Я видел это растение в богатой долине Аккаре,
высотою в лошадь вместе с всадником». «Я выкорчевал настоящее горчич-
ное дерево высотою более 3,5 метров».
Относительно размеров зерна горчичного (меньше всех семян). Не-
трудно заметить, что речь идёт о злаках, которыми засевается поле. Мень-
ше горчичного зерна только семена кипариса. Но это уже не злак, а де-
рево.
Закваска. О ней подробнее
«Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, по-
ложила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (33 стих).
Итак, закваска. Хорошо это или плохо? Как и спички. Ими можно
разжечь костёр и согреться. Ими можно сжечь дом и лес. Кто и как упо-
требит закваску. Без неё мы не знали бы сметаны, творога, сыра, хорошего
хлеба. Но, переводя это слово в духовную плоскость, мы, прежде всего,
вспоминаем «Закваску фарисейскую, садуккейскую и иродову», от которой
предостерегал Иисус. Но Он же сравнил Царство Небесное с закваской:
«Положи закваску в тесто, и она обратит пассивный кусок теста в кипя-
щую бурлящую поднимающуюся массу. Таково действие Царства — неис-
товое и нарушающее покой и это ясно видно каждому. Когда христианство
пришло в Фессалонику, люди кричали: “Всесветные возмутители пришли
и сюда”» — Деян. Ап. 17:6 (У. Баркли).
Защитников Царство Небесного на Земле всегда очень мало, порою
это одиночки, но их влияние может быть огромным. Христианин Теле-
мах своею смертью прекратил бои гладиаторов. С именем Уилберфорса
связана отмена работорговли. Верующие ЮАР воспрепятствовали ряду варварских законов относительно больных детей и стариков. Когда корабль «Бигль» пристал к берегу Огненной Земли, приплывшие столкнулись с людоедством. В экспедиции присутствовал Ч. Дарвин. Но когда он снова,
спустя несколько лет, посетил Огненную Землю, то с удивлением узнал, что
здесь уже царствует христианство, и больше нет людоедства. Острословы
с корабля говорят с насмешкой аборигенам: Что, и сюда Христос пришёл через Атлантику?
Они ответили: благодари Бога, что Христос пришёл сюда, а то бы мы вас по ста-
ринке зажарили и съели на этом берегу.
Смысл притчи о закваске — преобразующее действие Царства Божье-
го в масштабах всего мира и в отдельном человеке.
«В три меры муки, доколе вскисло всё». Эту мысль вполне можно
соотнести с 1 Фес. 5:23.
«Сам же Бог мира, да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа
и тело во всей целости да сохранится без порока в Пришествие Господа
нашего Иисуса Христа».
Закваска Царства Небесного, попадая в человека, охватывает и преоб-
разует все три компонента: дух, душу и тело. Это толкование тоже имеет
право на жизнь.
«Царство Небесное подобно сокровищу» — Мт. 13:44.
Согласно раввинской поговорке «для денег есть только одно безопас-
ное место-земля». Кто-то закопал в поле немалые сокровища (иначе, зачем
покупать поле?).
У. Томсон приводит пример, как рабочие копали канаву в Сидоне,
на бульваре акаций и обнаружили несколько медных сосудов наполнен-
ных золотыми монетами, Рабочих было много, они были очень возбужде-
ны, так что о находке стало широко известно и местное правительство
предъявило на золото свои права. Монеты оказались монетами Александ-
ра Македонского. Когда весть о его смерти в Вавилоне достигла Сидона,
один из офицеров Александра зарыл это богатство в землю, надеясь вос-
пользоваться им в будущем но, видимо, так и не воспользовался.
Но возможно человек обнаружил на поле какие-то полезные иско-
паемые, которые не унесёшь. Возможно, обнаружил выходящую на по-
верхность жилу серебряной руды, а иначе, зачем покупать поле. Ради
обретения Царства Небесного стоит лишиться всего.
Это главная мысль притчи о сокровище.