Стоит ли жизнь того, чтобы прожить её до конца?
Для кого-как. «Один приговорённый к смерти за час до казни говорил: если бы мне пришлось жить где-нибудь на высокой скале и на такой узенькой ступеньке, а кругом пусть пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, я согласен оставаться так, стоя на вершине пространства, всю жизнь,
тысячу лет, вечность — лишь бы жить». (по Достоевскому)
«Ежедневно 12000 жителей Земли ставят точку в своей жизни и еще 7500 пытаются это сделать. Печальное лидерство, увы, принадлежит Рос-
сии. Ежегодно 6000 наших соотечественников выбирают вторую часть гамлетовской дилеммы»
(Е. Прошкин)
Как уходят из жизни творческие люди?
По-разному: один во славе, другой без неё. Одним помогают, другие обходятся без посторонней
помощи. И список таковых, настораживающе велик.
«Бездна ада застилает будущее черной бесконечностью, так погиб, по-
кончив с собой, физик Поль Эренфест».
Ликург — в Спарте.
Сафо — гречанка. Поэтесса. Бросилась в море.
Петровская Нина — поэтесса. Отравилась газом.
Есенин — («на простом шнурке от чемодана кончилась твоя шальная
жизнь»)
Гаршин — бросился в пролёт лестницы. Писатель.
Врубель — художник.
Достоевский — писатель.
Блок — поэт. Застрелился.
Маяковский — поэт застрелился.
Фадеев — писатель. Застрелился.
Хемингуэй Эрнест — писатель. Застрелился.
Томас Чаттертон — английский поэт. Отравился мышьяком.
Ит. д.
Всемирная Организация Здравоохранения — ВОЗ насчитала 800 мо-
тивов суицида (самоубийство), и 83 варианта ухода из жизни. (Изобретательность!) А сейчас — небольшой мартиролог малоизвестных самоубийц
(ссылаюсь на книгу Гр. Чхартишвили)
Клеопатра ушла, приложив к груди египетскую кобру. Вдова Брута
Порция проглотила раскалённый уголь. Древний грек Протей бросился
в Олимпийский огонь, а Эмпедокл — в огнедышащий кратер Этны. Дон
Карлос — проглотил алмаз в 200 карат. Китайские аристократы глотали
лепестки фольги и умирали от удушья. Австралиец середины позапро-
шлого века вбил себе в череп 7 гвоздей. Луи Эльмеда — француз вошел
в клетку к голодным львам, оставив записку с просьбой: то, что останется
от него похоронить в фамильном склепе.
В 70-е годы ирландский бизнесмен решил свести счеты со своей жиз-
нью, просверлив себе сердце дрелью. Преуспел лишь с девятой дырки.
85 летний немецкий служащий распилил себя надвое циркулярной пилой.
Юная полька, страдая от безответной любви, проглотила 4 ложки, 3 ножа,
19 монет, 20 гвоздей, 7 оконных шпингалетов, медный крест, 101 булавку,
камень, 3 осколка стекла, 2 бусины от четок и осталась жива.
Как правило, добровольно уходили из жизни старики и калеки, не же-
лавшие обременять соплеменников. Престарелые вестготы бросались со
Скалы предков. Старики острова Кеос украшали головы венками, устра-
ивали праздник и выпивали отраву. Эскимосы, чувствуя приближение
старости, уходили замерзать в тундру.
Старые немощные японцы требовали, чтобы их погребли заживо или унесли умирать в горы (гора Обасутэяма буквально переводится «гора, где оставляют бабушек») Японцы, помоложе, предпочитают уходить «красиво».Если икэбана — это искусство составлять букеты, тяною — искусство пить чай, то харакири — искусство кончать с собою. Решившийся на харакири должен встать на рассвете, чисто вымыться, заткнуть анус ватным тампоном, чтобы не оконфузиться, ничего не есть и не пить, одеться в лучшее парадное белье — кимоно, написать прощальное трёхстишье (писать лучше собственной кровью) а затем отправиться на заранее выбранное место самоказни. На землю кладутся соломенные циновки, на них — сначала белая, затем алая материя, чтобы растекающаяся кровь не была слишком заметна и не отвлекала наблюдателей от созерцания таинства смерти.
Сняв обувь и, спустив кимоно ниже пояса, самоубийца вонзает короткий (30 см) самурайский меч в живот и разрезает его.
Некоторых принуждают к самоубийству, некоторым дают рекомендации, как осуществить суицид. «Куда ни глянешь, везде есть предел зла.
Видишь зияющую пропасть? Она ведёт к освобождению. Видишь поток, реку, колодец? Там обитает свобода. Видишь то согбенное, высохшее,
жалкое дерево? С каждой из его ветвей свисает свобода. Твоя шея, твоё горло, твоё сердце — всё это пути к побегу из рабства», — так завещал
Сенека, римский философ и писатель I века нашей эры, вскрывший себе вены на руках и ногах и принявший яд после того как Нерон приказал
ему совершить самоубийство. Примерно так же уходил Сократ:
«Когда кубок с вином и отравой протянули тому старику:
-Пей, мудрец, ты затмил своей славой очень многих на долгом веку.
-Ухожу, — улыбнулся мыслитель, уступлю свое место другим;/
Только кто же из нас победитель? Нам откроется Богом Одним».
За год до самоубийства поэтесса Марина Цветаева записала в днев-
нике: «Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Проглотить —
мерзость, прыгнуть — враждебность, исконная отвратительность воды».
Наполеон дважды пытался покончить с собой. Претерпев все пре-
вратности судьбы, он говорил на острове Святой Елены: — «Лишить себя
жизни из-за любви — сумасшествие, из-за потери состояния — низость,
из-за нежелания пережить свой позор — слабость. Но потерять корону
и остаться жить, перенося обиды врагов, — это настоящее мужество».
Ницше писал: «Христианство сделало рычагом своей власти нео-
быкновенно распространенную ко времени его появления жажду само-
убийства».
Зигмунд Фрейд — психоаналитик, пытался объяснить склонность
к суициду присущим каждому человеку инстинктом к смерти, выражаю-
щемся в агрессивном, разрушительном поведении. Эта агрессия может
быть направлена внутрь себя (самоубийство) или вне себя; и тогда по-
являются «гитлеры».
И Ницше и Фрейд, породившие Гитлера, не могут быть для нас автори-
тетом в этом вопросе. Один — сошел с ума от своей философии, другой
покончил с собой, попросив своего ученика ввести ему летальную дозу
морфия.
А что же о самоубийстве думает Библия и серьёзное
христианство?
«Не убивай» (Исх. 20:13) Ни других, ни себя. За других ты ещё можешь
раскаяться. «Самоубийство — худший из грехов, ибо нет в нём возмож-
ности раскаяться» (Святой Августин),
«Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, и вы не свои»
(1 Кор. 6:19).
«Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17).
Иуда назван в Писании «Сыном погибели» не только за предательство,
но и за самоубийство. Бердяев считал, что самоубийство — от сатаны.
После неудавшейся попытки самоубийства многие рассказывают об ак-
тивном содействии демонов. (И веревка, которую раньше не мог отыскать,
мигом нашлась)
Пришлось Именем Иисуса Христа освобождать одержимого бесом парня.
Вот часть его рассказа перед изгнанием.
«.. .Так я попал к сатанистам. Мы приносили людей в жертву сатане. Преимущественно девчат. По их согласию. Нас разогнала милиция. Я решил больше не общаться с сатанистами. Но бесы сказали мне: “Возвращайся к ним, или — самоубийство. Другого тебе не будет”. Я избрал самоубийство». На этой отметке его встретил молодой христианин, и привёз ко мне.
Вот кто побуждает человека к суициду. Человек не должен ничего
заполнять, что требуют от него демоны. А тем более лишать себя жизни.
Это не просто смерть, а погибель. И самоубийство — не аварийный вы-
ход, а вход в… погибель.
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить;
Я пришёл для того, чтобы имели жизнь» (Христос о диаволе и о Себе
в Иоанн 10:10). «По плодам их судите о них».
А как быть с героями веры, отдавшими свою жизнь за веру, за Иису-
са Христа? Как понимать: «нет большей любви если кто положит душу
(жизнь) свою за друзей своих?» Да и Сам Иисус Христос добровольно от-
дал Свою жизнь за людей. Когда Христианин стоит перед выбором: жизнь
или Господь, жизнь или спасение других, — серьезный верующий жерт-
вует тем, что для него очень дорого, жизнью. Палачи или обстоятельства
заберут у него одно из двух. Поэтому Он, избирает первое — отдать жизнь.
«Потерявший душу, сбережет её». И может быт, потерянная жизнь станет зерном, от которого в итоге будет в будущем колоситься боль-
шой урожай на духовной ниве, как это было в Южной коре. Казненный за уверование во Христа офицер стал тем самым семенем и началом небывалого в истории пробуждения, если в одном Сеуле сегодня более 4000 протестантских церквей от небольших до таких, как церковь Йонги Чо — 700 тысяч членов.
Если кто-то сегодня не хочет жить, завтра он очень захочет. Поэтому не спешите. Торопит диавол. «Душевные мучения должны «перебродить
на своих дрожжах», чтобы тяга к смерти показалась дикой и безумной.
«Если бы ты знал, что такое истинная жизнь с её смыслом и назначением, ты никогда не подумал бы о самовольном уходе из неё. Не торопитесь
к запасному выходу» (А. Савченко)