На меня, не мигая, смотрели глаза, напоенные безысходной решимо-
стью, Верующая девушка, только что перешагнувшая четверть века. Пол-
ное имя её Маргарита,
— Я выслушала воскресную проповедь на основании Евр. 10:26—27.
«Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то
не остаётся более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание
суда и ярость огня, готового пожрать противников», Проповедник по-
яснил, что произвольный грех ~ это сознательный грех, когда уже знаешь,
что нельзя, а делаешь. За него нет больше жертвы, а значит и прощения.
Пусть больших грехов нет у меня, а мелких, как у каждого, достаточно,
И о любом из них я знаю, что нельзя, но они снова и снова совершаются.
Сколько я ни билась, победить их окончательно, так и не смогла. А если
за них нет больше жертвы, то я дальше не хочу играть в грех и прощение,
да и в христианство вообще. Так что — прощай.
Она протянула с грустной улыбкой свою ладошку. Я посмотрел на её
пальцы, ещё недавно державшие авторучку, переводя с немецкого на рус-
ский книгу о говорении на иных языках, и сказал;
- Попрощаться успеем. Я тебе что-то на прощанье расскажу, а ты
послушай.
И поведал я ей о своих прошлых исканиях выхода из тупика, куда я
зашёл, размышляя над подобным библейским стихом: «И не войдёт в него
ничто нечистое» Откр. 21:27. Много позже, когда выход был найден, и,
проводя беседы в церквах, обращаясь к сотням слушателей, я спрашивал:
- Кто хотел бы войти Новый Иерусалим? Поднимите руки.
Поднимали все.
- А вы знаете, что не войдёт туда ничто нечистое, согласно Откр.
21:27. Поднимите руки те, кто уже полностью чист и готов войти.
Ни одной руки.
- Никого? Тогда хватит нам играть в христианство. Пошли лучше все
по домам. «По шатрам, Израиль». Давайте уж хоть на земле поживём в свое
удовольствие, если Нового Иерусалима нам, нечистым, не видать.
Но никто не расходился. И правильно делали. Есть выход. Именно
выход, а не богословская лазейка.
Я рассказывал им, а теперь и Рите, об одном поединке с горе — нас-
тавником, который чуть не завёл в глухой тупик целую церковь, ладья
которой кружилась, попав водоворот хитро-мудрых соображений сво-
его лидера. Он орудовал двумя веслами. Одно: «Рождённый от Бога
не грешит» 1 Иоан. 5:18. «всякий, пребывающий в Нём не согрешает».
- Иоан. 3:6. Отсюда делался вывод: если ты хоть однажды согрешил, то
ты ещё не рождён свыше.
Другое весло: оно позаимствовано у кальвинизма: «если же ты ро-
дился свыше и спасён, — спасение уже никогда не потеряешь».
«Пока он один, его нужно изолировать от церкви» — советовал я стар-
шему служителю. Но он, будучи мягким и добрым, не решался на эту меру.
Однажды получаю от него сообщение: приезжай, положение в их церкви
критическое. «Вот мы и упустили важный момент, — шепнул я служителю,
когда увидели настрой церкви и услышали возгласы: «теперь мы все так
понимаем». Членское собрание напоминало «бабий бунт» Шолохова. При-
шлось предложить народу: «Вы все сейчас наберите в рот воды, и молчите.
Я буду дискутировать с вашим лидером, а вы сами сделаете вывод».
Они пообещали. В полной тишине спрашиваю их пастыря:
Вы, Н. Н. рождены свыше?
Он медлит, с ответом, пытаясь понять мой следующий шаг. В глазах
прихожан удивление? Иду ему на помощь:
-Я не сомневаюсь, что вы рождены свыше.
-Разумеется. Так — облегчённо произнес оппонент.
-Вы после рождения свыше ни разу не согрешили ни в чём?
Он опять молчит, глядя в неведомую даль. Вероятно, в его уме про-
исходило то же самое, как и у собеседников Иисуса по вопросу Иоан-
нова крещения: «Если скажем: «с небес», то Он скажет: «почему же
вы не поверили ему?». А сказать «от человеков» — боялись народа»
Марк. 11:31—32. Сказать: «ни разу не согрешил?» Но есть и совесть, и па-
мять. Сказать «согрешил?» — рушится вся теория.
Пастырь молчит, а паства начинает приподыматься на цыпочки. Снова
иду на помощь: Я вам и в этом помогу: за прошедший час вы уже трижды согре-
шили: один раз сказали неправду, хотя потом извинились. Отвязались
на старшего служителя и плохо подбирали фразы. Но всё же я не сомне-
ваюсь, что вы рождены свыше. Просто вы не учитываете законов духовного
роста. В раннем детстве человек пачкает штанишки, бьёт родительские
свадебные сервизы, не слушаясь, лезет маминой шпилькой в электриче-
ские розетки, падает в лужи. Мы их прощаем, наказываем. Учим, в надежде,
что, подрастая, они будут меньше, и меньше делать глупостей, и совсем
перестанут. После рождения свыше, мы ещё долго будем согрешать (пач-
кать ползунки), шалить и делать глупости и Отец Небесный будет учить,
наказывать, прощать в надежде, что по мере роста мы будем меньше
и меньше грешить.
«Не многие делайтесь учителями… Ибо все мы много согрешаем…»
Иак. 3:1—2.
«Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя,
и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, Он, будучи верен
и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправ-
ды» 1Иоан. 1:7—9.
Я рассказал им, как мой маленький сын, едва начав ходить, добрался
до соседского коровника и булькнул в отстойник. Услышав его крик, я
перелетел через забор, добежал до бетонной ямы, но сына нет. На поверх-
ности отстойника пучок соломы и из — под него голос. Отбросив солому
рукой, я увидел своё чадо. Сынок, видимо, стоял на цыпочках, и жижа
плескалась под нижней губой. Я вытащил его, вымыл, объяснил, как смог…
- Скажите, он мне больше не сын? — обратился я к слушателям.
- Сын, конечно — загудели в зале.
- Но ведь он после рождения в моей семье, образно говоря, со-
грешил… - Ну и что? — раздается из зала.
- Да, он мой сын, и всегда им будет. Не раз ещё в детстве он приходил
домой в грязных штанишках с синяками на лбу. Но с годами все меньше
и меньше. А вы думаете Небесный Отец хуже нас — земных отцов? - У вашей философии нет выхода — обратился я к молчащему пас-
тырю. С вашей позиции вы не сможете объяснить «рождённый от Бога
не грешит». «Рождённое от плоти, есть плоть, рождённое от Духа, есть
дух»– Иоанн. 3:6. Плоть долго ещё будет грешить, потому она и умрет.
Рождённый дух не грешит, а, возрастая, обретает господство над плотью
и «очищает себя» согласно 1 Иоан. 3:3.
Рита слушала очень внимательно, и с её лица уходили тени. Появилась
улыбка..
В заключение беседы я прочел: «Ибо Он одним приношением на-
всегда сделал совершенными освящаемых» Евр. 10:14. Ещё только освя-
щаемые, не без пороков, но где-то у Отца Небесного мы числимся среди
совершенных. Куда же делась разница между тем, что мы есть на самом
деле и между тем совершенством?
Все фотографы знают принцип светофильтра. Между объективом
и объектом помещают светофильтр, поглощающий какой-то цвет частич-
но или полностью, например, красный. И фото получится без этого цвета.
Экран принял его на себя, и не пустил дальше. Христос, как фильтр между
нами и Небесным Отцом, берёт на себя тёмную часть нашего спектра и не
отпускает ее дальше. И к Отцу пробивается наш образ уже без чёрного
цвета. Он берёт на себя и сегодня наши согрешения и прощает, если мы
исповедаемся перед Ним.
Он жил на земле, знает земную жизнь, силу греха, и наши, порою ещё
детские силы и потому «может искушаемым помочь».
Рита не простилась с христианством. Эмиграция унесла её далеко
от нашего города. И я ничего не знаю о ней. А хотелось бы. Но в тот ве-
чер она выздоровела от духовного отравления плохой проповедью.