В окрестности Тивериады Иисус накормил хлебом 5000 человек. Им это
очень понравилось. Его даже хотели провозгласить царём (страна не бу-
дет голодать). Но Иисус с учениками покидают этот берег, направляясь
в Капернаум. Народ тоже приплыл туда на лодках.
«Вы ищете Меня, потому что ели хлеб и насытились, старайтесь не о
пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст
Вам Сын Человеческий» (26—27 ст.).
«Вы Меня неверно поняли. Моя цель не просто поднять уровень бла-
гополучия, а привести народ к вечной жизни. Тот хлеб, что вы ели на том
берегу, укрепил физические силы и всё. Даже небесная манна не спасла
ваших отцов от смерти». «Я есмь хлеб жизни». «Ядущий хлеб сей будет
жить вовек» (48, 51 ст.).
«Я живу Отцом, так и ядущий Меня, жить будет Мною» (57 ст.).
Что значит, есть или кушать? Это означает поместить пищу внутрь себя,
и она отдаст нам всё, что имеет в себе: и питательные вещества и жизненную энергию. И в итоге всех реакций и расщеплений станет частью
таинственного ручейка жизни нашей, частью нашего тела, да и всего есте-
ства. Христос хочет войти в наш внутренний мир и дать то, чем богат Сам.
И не просто как-то проникнуть в нас, но вселиться: «Верою вселиться
Христу в сердца ваши», «Какие богатства славы в тайне сей для языч-
ников, которая есть Христос в Вас». (Кол. 1:27) Тайна — Бог в человеке!
Для атеиста это безумие. В его понятиях человек — это нагро-
мождение костей, органов, клеток с их процессами. И всё. И как в этом
месиве может поместиться Сам Бог?
Для буддиста это тоже немыслимо. Единый отделен от человека
пропастью, которую он пытается преодолеть с помощью заумной фило-
софии, сложных ритуалов и упражнений, для которых мало одной жизни.
Придумали реинкарнацию^- перевоплощение. Но чтобы Сам Единый по-
селился в человеке!? Это… слишком.
Мусульманин тоже не допускает мысли, чтобы аллах мог жить
в человеке, хотя вполне допускает, что шайтан (сатана) может войти в че-
ловека!
А Библия открывает сложную тройственную природу человека.
Кроме тела у него есть ещё душа — целая вселенная, где места хватит
и Богу (при желании) и шайтану (к сожалению). Помните предупреждение
апостола Павла: «не давайте места диаволу» (Еф. 4:27).
«Я — хлеб жизни». Христос хочет, ради нашего вечного блага, чтобы
мы жили Им, чтобы Он и Его Слово были двигателями нашей жизни, чтобы
мы мыслили о Нём, исполняли Его волю, вместе с Ним осуществляли Его
планы на земле, дышали Им.
До этой отметки в нашей теме всё сравнительно понятно. Но вот Иисус
произносит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить
крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (53 ст.). «Какие странные
слова! Кто может это слушать? — говорили ученики Христа — мы же
не коршуны, не каннибалы, и «многие из учеников Его отошли от Него
и уже не ходили с Ним» (Иоанн. 6 гл. 66 ст.).
Что же могли означать эти странные слова?
Прежде всего то, что Он за три года вперёд уже разделил Своих слу-
шателей и учеников на тех, кто будут преломлять хлеб вечери и пить вино
причастия, и кто не будет; для кого это станет святыней, а для кого — нет.
И когда пришло время первой вечери, снова прозвучали почти эти же
«странные слова»: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раз-
давая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв
чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть
Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мтф. 26:26—27).
И хотя для нас сегодня эти слова уже не являются странными, но кто
похвалится тем, что постиг до конца суть этой святыни? Нами плохо осоз-
нается связь сегодняшнего кусочка и глотка вина с телом Искупителя,
которого уже нет на земле 2 тысячи лет.
И еще: вспомним схему, помещенную в книгах «Человек», «Видимый
мир», показывающие нам, как материя переходит в дух; и кусочек хлеба
и глоток вина в причастии может быть как раз и сольются с той частью
незримого мира, которая является Самим Господом?
И ещё: понимание Христа, пришедшего во плоти, очень важно
для правильной ориентации в духовных вопросах, как тогда в Капернауме,
так и сегодня, когда столько лжеучителей ведут за собой толпы оболь-
щённых ими.
«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, ко-
торый исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога!
А всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти,
не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоанн. 4:2—3).
И, чтобы полнее осмыслить нашу тему, прочтите снова 57 главу этой
книги о том, что делает кусочек хлеба и глоток вина святынею.