ЮМОР И ШУТКИ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАН?
Как христиане относятся к ним? К сожалению — легкомысленно. И не-
редко ходят по тонкому льду, забывая о бездне под ним. Мне известно
только одно библейское место, где упоминается слово шутить: «Но зятьям
его (Лота) показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). «Зятьям показалось».
Это еще не значит, что Лот шутил. Но здесь нет и окончательного осуж-
дения шуткам. Библия учит человека осторожности в словах и объясняет,
почему она необходима. Прежде всего, шутки опасны.
Все мы любим что-то остроумное, отчего все вокруг улыбнулись, но со-
весть никого не осудила. Никто не унижен, не высмеян. Но это самое,
сложное — уметь так пошутить, чтобы никого не ударило, не унизило,
не стало бы пошлостью, кощунством.
И если не умеешь без этого — никогда не шути, иначе перешагнешь
опасную, почти незаметную, границу, за которой говорит совесть, но по-
рою уже не вернёшь, не исправишь. И вреда больше, чем пользы. Вот
рассказ кореянки.
Молодой кореец был у друга в гараже. Увидев на полке бутылку, спро-
сил:-
Что в ней?
-Пиво, — пошутил хозяин.
Гость рывком сделал большой глоток и… упал. Это был этил. Смерть
наступила мгновенно. И его тело, по словам кореянки, как-то быстро ист-
лело. Шутка. Я думаю, что до конца своих дней шутника будет преследовать
образ погибшего по его вине друга. А после жизни ещё и спросят с него
за эту смерть, за эту шутку. Нередко шутка является орудием в руках диа-
вола.
В книге «Человек»( Прохорова) я приводил пример, как неплохой христианин, под-
давшись общему шуточному настроению в бригаде, необдуманно пошутил
и произнёс богохульство против Иисуса Христа, и полтора года пробыл
в состоянии одержимости.
Бдительность разговорчивых людей часто притуплена. Человеку не-
когда жёстко контролировать готовые к озвучиванию мысли. И здесь он
может просто выполнить заказ самого диавола, воплотив в слова при-
шедшую мысль! Даже Апостол Петр не разглядел бесовский профиль
за пришедшей мыслью. Диавол завернул свой замысел в фантик этакой
гуманности и подбросил Петру. Тот ничего не поняв, озвучивает, а Христос
отвечает ему: «Отойди от Меня, сатана». Это — не Петру лично, а диаволу
использовавшему язык Апостола.
Это не значит, что Юмор, хорошая шутка должны быть полностью
исключены из жизни Христианина. Умело пользоваться юмором может
лишь очень умный человек, а если христианин, то богобоязненный и рас-
судительный. Иначе будут постоянные «проколы» и «ляпы», когда люди
смеются не над тем, что он сказал, а над ним самим.
«Шутить, — это значит брать юмор на прокат, когда своего нет». Можно
его употребить не к месту и не ко времени. Например: «рыба с головы
воняет», — любят иногда с умным видом произнести эту мудреную из-
битую фразу где-нибудь на церковном совете. Но с таким юмором можно
зайти далеко ведь Христос — глава Церкви. Но не с Него начинаются
проблемы, а с нас.
Ещё несколько предостережений. Пошути несколько раз криком:
«пожар!» и тебе уже никто не поверит, если действительно будет пожар!
Даже неправда в шутку — уже грех. Не слишком ли? Нет. «Всякая не-
правда есть грех» (1 Иоанн 5:17). Даже первого Апреля неправда остаётся
грехом. Шутка, шутить. Корень слова — ШУТ. Дай Бог пореже нам быть
шутами.
Юмор — это что-то лучше шутки, но так же опасен. И если нет чувства
юмора, не порывайся острить. Современность пропитана юмором, как ни-
когда в истории. Задорнов, Петросян, Галкин, Дроботенко и десяток юмо-
ристов, рангом поменьше, без устали веселят Россию. Их юмор так зримо
скатился к пошлости. На христианских браках тоже считают, что надо на-
род веселить. Но христианских Задорновых очень мало, за дело берутся,
Цар. 18 глава. Представьте себе картину. Плоская вершина горы
Кармил покрыта народом. А в центре пророк Илия вызвал на поединок
450 пророков Ваала. Они от утра до полудня скакали вокруг жертвенника,
взывали к своему богу. «Но не было ни голоса, ни ответа». «В полдень
Илия стал смеяться над ними, и говорил: кричите громким голосом, ибо
он бог; может быть, он задумался, или занят чем- либо или в дороге,
а может быть, и спит, так он проснётся» (27 стих).
А что говорит вам такой библейский текст Иов 38 гл. 19—21? «Где
путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до гра-
ниц её и знаешь стези к дому её. Ты знаешь это потому, что ты был
уже тогда рождён, и число дней твоих очень велико». Это слова Божьи
к Иову. Что здесь, легкий отцовский юмор к своему чаду, или откровение
о том, что душа человека существовала задолго до его земной жизни?
Меня устраивает и то и другое. Но и Бог и его слуги нечасто пользовались
юмором, притом очень осторожно и умело. Видимо, они больше нас знают
об опасностях. Развитие этой темы в следующей главе.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВО ВЛАСТИ ЯЗЫКА
Притчи 18:21
Кажется, правильнее было бы сказать: «Жизнь и смерть во власти Все-
могущего Бога». Но Библию поправлять не стоит. И, дочитав последнюю
строчку этой главы, мы согласимся, что Соломон говорил правду. И эта
закономерность сильна и сегодня. Но прежде поговорим о прекрасном
даре — о человеческой речи.