а) Человек окружён разными по значимости ценностями. Это и дом,
и автомобиль и предметы быта, и археологические находки и произведе-
ния искусства. Несомненно, это — ценности по земным меркам.
б) Но есть ценности не порядок выше. Например, здоровье. За не»
могут отдать все богатства первого уровня. Помните женщину из Лук. 8 гл
43—48 стихи: «Издержавши на врачей всё имение».
в) Следующей отметкой на шкале ценностей является время. И если
важность здоровья осознают многие уже в первой половине жизни, то
ценность времени начинают понимать лишь во второй половине, ближе
к финишу, когда на дне мешка с монетами — днями (некогда полного),
теперь поблёскивают последние монеты.
г) И в любом возрасте понимаем, что самой большой ценностью оста-
ется жизнь. «Самое дорогое у человека это жизнь» — писал Н. Островский,
видевший не со стороны, как жизнь покидает его тело. Ради неё человек
ни перед чем не остановится. И Закон оправдывает человека, защищаю-
щего свою жизнь.
Диавол знает, что значит для людей жизнь «А за жизнь свою отдаст
человек всё, что у него есть» (Иов. 2:4). Поэтому сатана делает ставку
на ценность жизни, и ловит миллионы людей в свои капканы: «или-или»,
«молчи, или», «жизнь или кошелек», «помоги нам, или можешь пропасть
без вести»…
Если человек с детства научен, что самое ценное у него жизнь, то,
естественно, все остальное — второстепенно, в том числе и голос сове-
сти. Но находятся люди, которые отдают самое ценное за что-то другое.
В мире — это чудаки, фанатики, или герои. В христианстве — это герои
веры. И те и другие научены (верно, или не верно) видеть большие цен-
ности. Улыбающийся камикадзе, японец делающий себе харакири, тер-
рорист-смертник в Исламе… Их убедили, что секундные муки умирания
стоит перенести ради того блаженства, которое их ожидает.
На порядок выше их стоят герои, которые без всяких расчетов
отдают свою жизнь за других. Чаще всего, они вынуждены выполнять
приказ командира. Через не хочу. Выполнил и погиб герой посмертно. А может и не погиб. Но если ослушался приказа — получит пулю,
как дезертир.
Но есть герои более высокого уровня. Они и без приказа могут
закрыть грудью амбразуру, увести горящий самолет за пределы города,
или прохрипеть по рации: «вызываю огонь на себя». «Безумству храбрых
поём мы песню». Таких героев помнят и почитают люди.
А еще есть Герои Веры.
У них иная психология. Они могут безо
всякого приказа отдать ценности всех четырёх уровней, включая жизнь,
подчинившись голосу совести, через которую говорит с ним Дух Святой.
Это соработники у Бога. Диавол делал ставку на предельную ценность —
земную жизнь, но он плохо знал героев веры. Так было с Иовом, с Да-
ниилом — Премьер министром Вавилона. Диавол через гнилых людей
поставил, его перед выбором: Верность Богу или львиный ров. Выбор
сделан. Даниила бросили в ров к голодным львам. Его друзья Сидрах,
Мессах и Авденаго тоже, не поступились верой, и оказались в огненной
печи. В римских катакомбах насчитывали полтора миллиона захоронений
христиан, погибших в челюстях львов и пантер, сгоревших, как «факелы
Нерона», распятых на крестах. Все они отдали самое дорогое ~ жизнь,
но сохранили верность своей идее и Богу.
Откуда такое самообладание? Где источник их сил? Их духовные очи
видят дальше земной жизни, они понимают, что она лишь предисловие
к вечной жизни. Более того, эти же очи видят поле битвы двух царств: неба
и ада, и герои веры включаются в борьбу на стороне Бога.
«Они победили его (диавола) кровью Агнца и словом свидетельства
своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11).
И это не разовый акт. Вся жизнь героев веры — это сплошной подвиг.
Прочтите послание к Евреям 11:33—39 и увидите, «кого весь мир не был
достоин». Проследите по Писанию жизненный путь образованнейшего человека Апостола Павла, который мог бы прожить в тепле, уюте, роскоши и удовольствиях (римский гражданин). Но он избрал крестный путь, как его Учитель. «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас».
(Имею, а не совершу когда-то) — Кол. 2:1.
Эти люди шли, «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса
Христа», который от всего отказался ради вечного блага твоего и моего.
«Где Я там и слуга мой будет» — это обещание Иисуса.
Где же источник силы для подвига?
Поучительна в этом плане картина духовного возрастания Апостола
Петра. Колеблющийся, боязливый. За свою жизнь он отдал всё: и совесть,
и Самого Учителя, позволившего ему ходить по воде. Но прошли годы. Этот
же Петр отдал свою жизнь за Того же Иисуса. Да как отдал?! «Распните
меня вниз головой. Я не достоин, быть распятым так, как мой Учитель».
За это время была Пятидесятница. Дух Святой наполнил Апостола и по-
вёл его тропою героя веры, и вёл до самого смертного подвига.
Если хотим, достойно пройти земной путь, и, если потребуется пойти
на подвиг, не дрогнув, — пусть заботой нашей будет исполнение Духом
святым. Чтобы им были наполнены наши мысли и чувства. Без Него мы
постараемся обойти и львиный ров, и огненную печь, и арену амфитеа-
тра, и Магадан и Колыму, когда на чашах весов будут Бог или земной уют.
Да и последний жизненный экзамен, который не обойти никому станет
кошмаром без Него, как у Вольтера. Медсестра, ухаживающая за ним, ска-
зала: «За все деньги Европы я не желала бы видеть смерь неверующего».
А с Ним? Вспомним мученическую смерть Стефана. (Деян 7:54—6),
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел
славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»… Умирая под градом
камней, он сберёг остатки сил для ходатайственной молитвы о прощении
своих палачей. Вот это подвиг!
И жить герои веры будут не просто в памяти людской, а в небе вполне
реально, вечно. Как и обещал таковым Иисус Христос.