Как пройти эту полосу жизни и не оказаться раздавленным?»
«Чем запить полынную горечь одиночества?»
«Я не формальная христианка, но мне так одиноко».
«Неужели один выход: стиснув зубы, ждать смерти?»
Это вопросы людей разного, возраста. Порою это — крик души, на ко-
торый невозможно не примчаться. Мне в молодости не раз приходилось
бежать тёмной ночью на чей-то душераздирающий крик. И выручать, ри-
скуя своей жизнью. Там были непорядочные люди. А здесь — чудовище
по — имени одиночество. Но и на него найдётся управа, если дружить
с библией.
«Вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного;
но Я не один, потому что Отец со мною» (Иоан, 16:32). Чувство остав-
ленное™ всеми знакомо Сыну Божьему по Его земной жизни. И, хотя Он
почти всегда был окружён людьми, но порою был так одинок:
а) враги хотели убить Его,
б) «почему вы не понимаете речи моей» — вынужден был Он гово-
рить друзьям, которые потом разбежались от Него перед казнью,
в) «братья его (родные) не верили Ему».
Иногда одиночество было столь тягостно, что*Он просил учеников:
«Побудьте со мною». Но они заснули.. Пика своего одиночества Иисус
достиг на кресте. Что-то похожее мы находим у Гоголя в повести «Тарас
Бульба». Привязанный к столбу Остап окинул взглядом толпу: ни одного
сочувствующего взгляда, одни злорадствующие враги. И так больно стало
на душе. Из его груди вырвался крик:
- Чи ты чуешь мэнэ, батьку?!
- Чую, сынку,— раздалось в толпе. Бросились враги искать Тараса,
но его след простыл.
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня» — воззвал Рас-
пятый (Марк. 15:34).
Отец, всегда пребывавший с Сыном, отошёл от Него, чтобы Он ив чест-
ного поединка с князем мира сего вышел победителем, исполнив про-
рочество: «Я топтал точило Один». Но всё остальное время присутствие
и близость Небесного Отца компенсировали все минусы одиночества: «Но
Я не один, потому что Отец со Мною». В церкви немало одиноких людей:
а) Родители, выросшие дети которых разъехались,
б) Одинокие вдовы, потерявшие друга жизни,
в) Одинокие старички, похоронившие старушек,
г) Люди, лишённые семейной радости и многие другие.
«Не хорошо быть человеку одному». И не только, и не столько мо-
лодому, которому пора — в ЗАГС. Есть люди, может быть и семейные,
с женой, с мужем, с детьми и внуками. Но они одиноки в своей вере,
если домашние их живут без Бога. Есть люди со своеобразным укладом
или характером. Они не очень удобны для общения, их никуда не зовут,
и к ним не приходят. И здесь — водораздел: одиночество может быть
тяжким игом, а может обернуться благом. Я не оговорился, — благом.
Моисей 40 лет пас овец в пустыне, Один, но Господь был с ним, фор-
мируя будущего вождя мессианского народа. И там же не горе Хорив явил-
ся ему в горящем кусте — кончилась учеба. Теперь — практика. И Моисей
отправился в Египет.
Авраам кочевал с семьей вдали от шумных городов, но он не умирал
с тоски — Господь так явно был с ним, и делился своими Божественными
планами.
Иоанн в одиночестве не острове Патмос не терял присутствия духа,
и Господь подарил миру чрез него книгу Откровения.
Нередко верующий человек сам ищет уединения. Люди постоянно
загружают друг друга нужным и ненужным, своими идеями, радостями,
проблемами, жалобами. И это всё в нас бродит, отнимает покой и для
общения с Богом не остаётся ни времени, ни нужды. И, вырвавшись, там
наедине, мы готовы к этому общению. Ап. Павел тоже уединился на три
года в Аравию и, думаю, там получил основную массу тех глубочайших
познаний, которыми так богаты его послания.
Не секрет, что немало христиан, особенно молодых живы духовно
лишь в общении, а, оставшись наедине, например, уйдя на службу, быстро
теряют всё и сливаются с миром. Проиллюстрирую мысль примером. Во
время войны стояли длинные очереди за хлебом. Я тоже, будучи мальчиш-
кой, выстаивал их. Когда наступало утро, и открывался ларёк, начиналась
страшная давка, и голоса сливались в сплошной гул. И в этом шуме люди
порою сводили друг с другом счеты. Расходилась толпа, и кто-то падал
навзничь. Он давно уже был мёртв — из спины порою торчала рукоятка
ножа, но толпа бессознательно поддерживала его. А разошлись — он упал.
«Умею жить в изобилии, имею жить в скудости». Нужно с молодости
учиться жит, когда есть изобилие друзей и когда — никого рядом.
Да и «талант зреет в уединении». Блажен человек, который ценил такое
время, позволяя талантам зреть, кто не бежал бездумно в компанию, лишь
бы не оставаться наедине, а готовил себя ко многим видам труда в ту
пору, когда он сам, или с чьей-то помощью, выйдет из активной церковной
жизни, и во всеоружии встретит и одиночество и ностальгию. Они будут
«и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен
Господь». К таким «не зарастёт народная толпа». Таковым не дадут ску-
чать люди, которым нужен совет, ваши знания, ваши молитвы и ваш опыт
борьбы с одиночеством.
«Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать его, Он будет
найден вами» (2 Пар. 15:2). И, шагнув в одиночество, сможете вместе со
Христом сказать: «Я не один, потому что Отец со мною»,— это важнейшее
условие, когда будем сдавать наш последний экзамен.