ТВАРЬ СТЕНАЕТ И МУЧИТСЯ (Рим. 8:22) Толкование, что это означает?
О ком это ? Назовите кого-то из людей тварью — обидите крепко. Назовёте
его же творением Божиим — подарите ему улыбку. Хотя значение у слов
одинаково. И все же 23 стих проводит грань: «И не только она (тварь)
но и мы сами, имея начатом Духа».
Попробуем разобраться.
«Вся тварь совокупно» (22 стих), т. е. всё живущее на Земле, все фор-
мы жизни известные и ещё неизвестные нам. Начнём с самых меньших,
известных нам.
Микромир. Насекомые. Обитатели воды, воздуха, земли. Человек.
Но это ещё не всё. Священное Писание подчеркивает ещё одну про-
межуточную форму между человеком и ангелом: «Кто во Христе, тот Но-
вая тварь» 2 Кор. 5:17. Рожденный свыше человек — это уже не просто
мужчина или женщина, ставшие как-то лучше, это человек плюс Дух Божий,
поменявший что-то в уме и сердце. Это новый вид творенья.
Есть ещё одна форма жизни ■— растения. Мы даже не допускаем фра-
зу «психология растений», но опыты Клива Бакстера и других, дают нам
право полагать, что растения видят и слышат нас, понимают нашу речь,
реагируют на чью-то боль и смерть.
У всех перечисленных форм жизни много общего: рождаются — рас-
тут — готовят себе смену — стареют — болеют — сопротивляются смер-
ти — умирают. И всё это в борьбе, в мучениях.
Что знаем мы о психологии тех, кто живёт на одной планете с нами?
Мыслят ли они? Решают ли сложные задачи своего бытия? Что значит
приспосабливаться к новым условиям? Дорожат ли своей жизнью? Трудно
ли им умирать? Знают ли что-нибудь о Боге. Пытаются ли осмыслить суть
бытия?
На всё ответы нам не найти, но то, чем мы располагаем, даёт право
делать некоторые выводы о их жизни.
О чём переговариваются галчата на дереве? Какие команды даёт во-
жак стае? Как договариваются о ролях львы при коллективной охоте? Чем
руководствуется птицы, возвращаясь за тысячи миль к своим гнездовьям?
Положением звезд? А как в океанской тьме рыбы находят путь к месту
своего рождения? На чём и как написан устав жизни у муравьев и пчел?
И все, не только люди, в поте лица добывают свой хлеб, и порою молят
о нём Бога.
«Даёт скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему»
Пс. 146:9 и Иов. 38:41.
Все цепляются за жизнь, никто не хочет умирать. Овца, смотря в глаза
мясника, молча, льёт слезы, понимая свое бессилие. Поросёнок на всю
округу жалуется на то, что у него отнимают жизнь. Есть такая христианская
притча. Человек встретил льва, закрыл лицо руками и молится: «Господи,
избавь меня от его челюстей». Открыл газа, лев молится: «Владыка, благо-
слови эту пищу, данную Тобой». Все съедают друг друга: овца ест траву,
мы — овцу, акула съедает нас, акулу — кашалот, кашалота ловят и кон-
сервируют, и едят. Самое всеядное существо — человек.
Но на него нацелили свои шприцы комары, в него спешат,проник-
нуть всякие паразиты, его съедают полчища микробов. Идёт перетасов-
ка стройматериала для тел, как из Вавилонской башни и стен построена
значительная часть Багдада, а из развалин его со временем построят ещё
что-то, так все созидают свою храмину за счёт другого.
Форма этой заметки не позволяет распространяться в этой теме,
но Писание говорит что:
«Тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих», «ожидает
освобождения от рабства тлению».
Что это? Вздох о вечной жизни? А почему бы и нет? Может быть, они
не меньше нас философствуют об онтологии (наука о бытии). Только мы
не знаем об этом. Весь мир устал от борьбы, от тесных рамок земной жиз-
ни и хотя вряд ли кто из людей может убедительно рассказать, а прежде
понять, что делается в головах каждой твари, но Писание говорит, что
вся тварь, да и мы сами устаём от трудностей бытия и желаем покоя. Мы
что-то знаем, благодаря Библии о вечном покое, ожидающем спасённых.
Но на что надеются те, чье имя тварь? Эта тайна не освещена в Библии.
Знает об этом лишь Бог. Но знать о том, что с откровением сынов Божиих
придут положительные перемены и кончится рабство тлению!? Об этом
не знает, не беспокоится большая часть людей на земле. А тварь с надеж-
дою ожидает этого события. Что оно даст им практически — мы не знаем,
но они в ожидании. Думаю, что граница между ними и нами (23 стих)
проходит выше: между обычными людьми и теми «кто во Христе», кто
рождены свыше. Они тоже в ожидании.