Что означает? Матфея 10:16
Этой фразе предшествуют слова: «Вот, я посылаю вас, как овец среди
волков». Здесь — и характер тех и других, и неравное соотношение сил,
и постоянная опасность. Поэтому…
«Будьте мудры, как змии»
Во-первых, есть какая-то разница между змеем и змием. Сатана в би-
блии часто называется змием: Откр. 12:9, 13—15; 20:2 и т.д. и этот змий
когда-то был «полнотою мудрости», i/i её останки прослеживаются во всей
его деятельности в Библейской истории. И она превосходит любую чело-
веческую мудрость. И этот змий порою пытается тягаться с Самим Богом.
Помните пари относительно Иова? Или: просил сеять, как пшеницу? И не
могли разглядеть его хитрый профиль ни четыреста пророков во дни Аха-
ва, ни Апостол Петр, дождавшийся слов Иисуса: «Отойди от меня, сатана».
Может быть, в разнице слов змей и змий кроется ключ к пониманию
мудрости змия? Но это пока ждет своего «Даниила» для изъяснения.
И мы всё же не отказываемся от простой аналогии с обычным змеем.
И попробуем что-то найти относительно мудрости.
Прежде, чем вооружиться авторучкой и начать эту главу, я открыл эн-
циклопедию о змеях, ища путь к разгадке. Их — 2700 видов. И чему могли
змеи научить Апостолов? Все эти существа, кажется, настолько обделены
возможностями. У них нет конечностей.
1) Но они прекрасно используют свои ограниченные возмож-
ности. И чему только они ни научились! Ползают по земле, по зыбкому
песку, по отвесным скалам, по деревьям и веткам, перелетают с дерева
на дерево. Устраивают засады, догоняют, побеждают, ловят птиц… и всё
это без рук и ног.
«Учитесь у змей — как бы говорил Иисус, — используйте те возмож-
ности, какие есть у вас на сегодня».
«Большинство из нас не перестает повторять: Если бы только у меня
было это или то, если бы только у меня было побольше денег, я бы сделал
то, что Господь хочет от меня». «Не ждите особых обстоятельств, чтобы
делать добро. Творите его в ситуациях обычных. Все, что вам нужно — это
использовать то, что мы уже имеем» (Дж. Мейсон)
Иисус отправлял Своих учеников в школу выживания, не позволив
брать с собой ни «сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви».
- Следующий урок — осторожность. Змеи очень осторожны. Не-
достаток осторожности может стоить им жизни. Никогда их эмоции и лю-
бопытство не занимают места холодного рассудка. (А глухарей губит их
любопытство),
«Остерегайтесь же людей -г напутствовал Иисус, — они будут от-
давать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас» (17стих).
- Змеи уклоняются от ненужной борьбы. Они не преследуют
человека, зная, что он сильнее. Кобры, гремучие змеи предупреждают
человека шипеньем и ударами хвоста по земле, чтобы человек случайно
не наступил и не вынудил змею защищаться.
Два примера из жизни. Мой знакомый в поисках мумиё спрыгнул
на крохотную лужайку со сверкающим родником. И остановился как вко-
панный: он был не один в этом каменном мешке — на него, не мигая, смотрел удав, Человек лишился дара речи и лишь в душе обращался
к Богу, Подождав, удав резко отвел голову в сторону, давая понять, что
человек может уходить,
Где-то в той же части Киргизского Хребта мы шли с другом, любуясь
вершинами. Вдруг от нас что-то шарахнулось в заросли лопухов, и стало \
быстро удаляться, Мы помчались следом. Начался ровный пологий спуск,
просматривающийся на 500—600 метров. Видим, как впереди нас змеео-
бразной волной мечутся лопухи и высокие травы. Любопытство вытесни-
ло страх, и мы помчались следом, делая прыжки по 2—3 метра. Но так
и не могли догнать. Похоже, что огромный удав или питон продолжал
раскачивать растительность, уходя от людей. Дружить с людьми он, как
и все змеи, не хотел, а воевать — тем более.
Христианам тоже не стоит искать лишних приключений, и лучше по-
рой уклониться от ненужной борьбы с кем-то или с чем-то. Я знал вот
таких задиристых верующих, которые постоянно искали приключений.
Один из них малообразованный, но любящий поговорить, постоянно лез
в высокие инстанции, обличая и споря. Мало ему показалось области, до-
брался до Москвы; и однажды доспорился, дообличался, пока схлопотал
какие-то уколы, вернулся тихий, всего боящийся.
«Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед
и наказываются» (Прит. 22:3).
4) В чём же ещё можно видеть мудрость змеи? В минуты опасности она
прячет голову под кольцами тела, жертвуя им для сохранения самой важ-
ной части своего естества. Одним словом не суёт голову куда попало.
Христианину это хороший урок: как важно оберегать свой ум зрение
и слух от натиска нечистоплотной и вредной видео, звукоинформации
и нечистых мыслей, захламляющих голову. Кто пренебрегает этим, может
пополнить ряды тех, о которых Ап. Павел писал: «Пустые споры между
людьми повреждённого ума» (1 Тим. 6:5). «Боюсь, чтобы, как змей хи-
тростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, укло-
нившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).
Просты как голуби
Простота голубей. Голубь — не болтливая сорока, любящая тащить
в свое гнездо блестящие предметы. В них находили обрезки жести, ручные
часы, и даже обручальное кольцо. Это не хищный коршун и не ночная раз-
бойница сова. Это не долгожитель ворон, три сотни лет промышляющий
по свалкам; не воришка воробей. Человечество со времён Ноя выделило
голубя из всех пернатых, сделав его символом мира, надежды и благород-
ства. Живёт он просто и естественно. Добывает свой хлеб, растит семью.
Этим не исчерпывается простота голубя. Додумайте сами. Приведу в за-
ключение поучительный пример.
До Перестройки действовал Совет по делам религий. В годы моего на-
чального служения его возглавлял Тарасов. Он, не спрашивая никого, мог
явиться на конференцию, на съезд ЕХБ, осуществляя надзор, порученный
ему Правительством. Однажды он рассказал следующее:
Приехал в какую-то Церковь. К нему подошёл служитель.
- Вы откуда брат?
- Из Москвы.
- брат из Москвы сейчас скажить слово…
- Да я не…
Добродушный служитель не дал договорить:
- И не скромничайте. Сейчас брат из Москвы скажить слово. По-
жалуйста, за кафедру.
Делать нечего, встал за кафедру, полистал Библию. (А знал он её не-
плохо). Нашел стих нашей темы Мтф. 10:16, и сказал:
- Простые без мудрости — это простаки. Вы знаете, кто я? Я ваш
идейный противник (назвал должность), а вы не узнали кто я, даже рот мне
не дали открыть: «брат из Москвы скажите Слово». Потому у вас пробле-
мы, что за кафедру тащите, кого попало, и не рождённых свыше крестите.
Простоты у вас хватает а вот мудрости — нисколько. Библию надо знать.
Итак, составляющие понятие «мудрость»: не только у змия,
но даже у человека:
а) Максимальное использование своих возможностей. «Всё, что мо-
жет рука твоя делать, (доброго) по силам делай» (Еккл. 9:10).
б) Осторожность в принятии решения. «Смотрите, поступайте ос-
торожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем»
(Еф. 5:15—16)
в) Уклонение от ненужных сражений с кем-то, с чем-то. «Наша брань
не против крови и плоти (т. е. людей)… но против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). (Вот куда
нужно отдавать свои силы).
г) Разум, рассудок не отдают штурвал эмоциям. Чувства должны быть
научены: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чув-
ства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).
д) Сохранение головы — ума, рассудка, трезвомыслия… «И шлем
спасения возьмите» (Еф. 6:17).
Из всего этого и складывается одно из лучших (по-моему) определе
ний: «мудрость — это правильно поступать в нужный момент».
Р. S.: Стоит только удивляться тому, что из 1, 5 млн. видов живых су-
ществ Иисус сразу назвал наиболее подходящее для сравнения суще
ство — змею, предельно ограниченную в возможностях, но активное
и грозное создание. Ученики Иисуса всегда были ограничены в правах
и возможностях, но оставались активными и грозными воинами против
адских сил.