Благовестие и миссионерство.
Чем они отличаются? Всем ли христианам это доступно, или это дело
призвания?
К миссионерству основательно готовятся. Здесь одного энтузиазма
недостаточно. Требуется хорошее знание Библии, чтобы в основании ва-
ших убеждений схватился бетон, и вы могли бы верно преподавать слово
Истины. Полезно ознакомиться с опытом работы тех, кто уже потрудился
или трудится на миссионерских полях, иначе наделаете ошибок, и исправ-
лять их придётся кому-то после вас. Если христианин твёрдо решил стать миссионером, ему нужно, как можно больше, узнать об особенностях на-
рода, среди которого он думает что-то делать. Если, например, ты собираешься евангелизировать мусульман, но ни разу до этого не заглянул в их
главную книгу Коран, ты уже проиграл. Знание языка — это, чаще всего, ключ к их желанию слушать.
Но благовествовать может каждый там где находится. Рассказывать друзьям и родным о Боге и о жертве Христа.
Эрло Штеген, успешный миссионер среди одного из очень трудных народов — Зулу, с четырнадцати лет стал осваивать их язык. И освоил
в совершенстве.
К тому же он основательно изучил их обычаи хорошие и плохие. Я наблюдал, как он, проповедуя перед 6-ю сотнями школьников, вёл ладью
своей темы сквозь взрывы смеха и тяжёлые взгляды исподлобья учителей коммунистов, ни разу не растерялся. Он просто знал, что взрыв смеха
у Зулу — признак одобрения, понравилось.
Если отправляетесь к людям неблизким к цивилизации, вы должны приобрести медицинские навыки. И ещё: если вы собираетесь жить в от-
дельной хижине, иметь свою посуду, питаться только европейскими продуктами, ваша миссия обречена. Чувство брезгливости воздвигнет между
вами стену, покрепче берлинской. Знакомый проповедник из Германии рассказывал:
«Я слышал об одном племени, куда безуспешно приезжали несколько миссионеров, но уезжали ни с чем. Как-то я понял причину неудачи. Они,
приезжая туда из чистых, ухоженных стран, не сумели преодолеть чувство брезгливости: всё у них было отдельно, и по-европейски культурно. Они
не снизошли до тех, к кому приехали. Я решил исправить ошибку, Приехал туда, присел на поляне, меня окружили грязные, сопливые ребятишки.
Я насобирал их целую охапку, усадил на колени. Взрослые переглянулись. Подошёл вождь, я поприветствовал его по-христиански — поцеловал. За-
гремели барабаны там-там, и возвестили всей округе, что приехал совсем другой проповедник, он любит наш народ. Лёд тронулся. Теперь я каждый
свой отпуск провожу там».
Элиот, жена погибшего миссионера, пришла на берег реки к убийцам мужа, поселилась среди них и достигла евангельской
деспйо. Она писала домой:
«Сегодня на завтрак была рука обезьяны. Мясо жёсткое, но я научилась у индейцев справляться с ним». В достижении цели ей очень помогли
приобретённые медицинские познания. А главное — Дух Святой вырастил к ней большую любовь к людям, какими бы они ни были. Так что мисси-
онерство требует готовности на всех уровнях, даже к подвигу; и ещё — умения забыть о самолюбии и о своих эмоциях.
Андрей, из российских немцев, перебрался со своей молодой семьёй в самое сердце Киргизии — в Нарын, чтобы проповедовать кирги-
зам, Бог дал мудрости вжиться в их культуру, не сорваться, когда были даже веские причины. Например, у всех, как обычно, обед — самый пик
активности за столом. А ужин — подбираем остатки. У киргизов было иначе. Они нагрянули к Андрею на ужин, а там уже лишь то немногое, что
уцелело от обеда. Аксакалы неодобрительно покачивают головами. Пришлось подстраиваться под обычаи местных жителей. Рождается очередная
дочь в семье Андрея, собираются аксакалы и дают ей имя, какое найдут нужным. Встаёт Андрей рано утром, киргиз уже надёргал в Андреевом
огороде редиски и громко возмущается, что она мелкая, что хозяин мало поливал. Приходилось не обращать внимания на всё это. И его семью кир-
гизы полюбили. Если не ошибаюсь, в Нарыне возникла первая киргизская церковь. А после — во Фрунзе (теперь Бишкек).
Миссионеру следует поработать над своей речью и манерой разговаривать. Знакомый молодой человек загорелся, вдруг, желанием поехать
на Дальний Восток миссионером. Мы, сверстники пытались придержать его; «Куда ты со своей речью?»
Он сильно шепелявил, да ещё скороговоркой. Слушать его было мучительно. Весь такой эмоциональный, подвижный. Мы говорили:
«Приведи речь в порядок, кто тебя будет слушать»? Но он отвечал: «Господь благословит…»
Но Тот, Кто оттачивал интеллект Моисея и Павла, прежде чем доверить им людей, видимо, не благословил нашего миссионера. Покрутился он
там где-то безуспешно, возвращаться домой стыдновато, осел в каком-то городе, встретились мы только через много лет. Та же суетливость, та же
речь… Миссионерство — это не для него. Может быть, и не для вас такая высота. Опустимся пониже — на ступеньках благовестил всегда найдётся
место.
«Русские души масштабны, они готовы виноград на Севере выращивать, ехать на край Земли, а вот свой участок привести в порядок не могут.
В духовном плане — проповедовать где-то далеко, но не тем, кто рядом, в одном доме, в одном подъезде»
В благовестим требования не такие строгие, но тоже серьёзные. О них и поговорим. Итак:
«Обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15).
Назначение обуви: беречь ноги от холода, грязи и острых предметов.
В мире сегодня такая распутица, что порою требуются болотные сапоги, чтобы не зачерпнуть грязи. А христиане сегодня в комнатных тапочках,
им не в чем выйти в мир. Мы герои в стенах молитвенных домов. Здесь звучат проповеди, идёт евангелизация, кормим друг друга с ложечки. Здесь
звучат призывы, только для кого? А, шагнув за пределы Дома Молитвы, мы становимся совсем другими, нас так трудно отличить от людей мира и в
словах, и в интересах, по внешнему виду, по характерам.
Что означает обувь готовности благовествовать миру? Это высокая нравственность. Это умение без труда преодолевать гипнотизм греха. Один
молодой христианин решил евангелизировать девушку. Он говорил ей возвышенные слова, и одновременно любовался её внешностью. Девушка,
конечно, заметила это. И когда она обвилась вокруг него повиликой, он еле унёс ноги от соблазна, растеряв башмаки своей слабой готовности благовествовать. И когда я вижу таких активистов, и кого они выбирают объектами своей проповеди, я вспоминаю этого горе-благовестника. Был
и такой случай. Христианин проходил мимо дома. Открылась занавеска, а за нею полураздетая молодая женщина с улыбкой машет рукой: заходи.
«Я её сейчас обличу, как следует». Зашёл. И остался на многие дни.
Готовность — это ещё верное понимание Евангельских истин. Кто-то уже мог «наследить» до вас в душе человека. Например, распространите-
ли «Сторожевой башни». Они успели забросить на их сердечные грядки кусочки своей повилики, которая заплела уже многое в их мышлении.
И только хорошее знание библейских истин позволит вам сделать успешную прополку.
Или они отбили у человека всякое желание что-то слушать. Тут уж нужно быть психологом, чтобы неназойливо поведать ему о главных во-
просах бытия. Не обязательно быть дипломированным психологом. Но водимые Духом божиим — это самые тактичные и верно ориентирующиеся
в вопросах души люди.
И ещё один совет: «Обувай ноги твои в обувь твою» (Иезек. 24:17).
Нас порою смешат дети, обувая папины башмаки. Но когда духовные младенцы примеряют обувь отцов Церкви или Апостолов, там бывает
не до смеха. Прошли десятилетия, как круг моих друзей понёс невосполнимую утрату. Этакий приезжий духовный холерик закружил нашу мо-
лодёжь головокружительными идеями под лозунгом «Хватит духовного бессилия, нужно входить в силу Апостола Петра»! Нырнули они в Апо-
стольские сандалии, растеряли их и сами потерялись, и не находятся уже 30 лет. Перегорели, разочаровались, впустую прожита жизнь. Не обгоняй-
те свой рост, пытаясь браться за великое. Растите, и, может быть, папины башмаки однажды придутся вам впору. Не торопитесь из пелёнок в Апостолы. Не смешите людей и демонов.
Один вот такой, только что вырвался из оккультного плена и сразу возомнил себя экзорцистом (взялся изгонять бесов). Пошёл по домам:
— Дети кричат во сне?
Кричат,
Это одержимость. Надо изгонять.— И начинает… Пробовали осте-
пенить его — бесполезно.
Ничего у него не получилось и ушёл из церкви.