«Кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и сле- дуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради меня и Евангелия, тот сбережёт её» Марк 8:34—35.
Что значит потерять душу?
Чаще всего это потеря физической жизни
(положил душу за…). Но это не у каждого. Не все до одного сдают эк-
замены, как Иов, или казнённые апостолы. Но такой «экзаменационный
билет» мог выпасть любому христианину и в России, и в Албании, и в
Китае. Можно потерять душу свою ради кого-то. «Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоанн. 15:13.Такую любовь небо очень ценит. И имена этих героев украсят божье
Царство. «Кто хочет идти за Мною»… на этом узком пути очень многие
уже сделали выбор в пользу потери своей души. Это и апостолы, и пер-
вые христиане на римских аренах, и погибшие на миссионерских полях
в Сибири, и в бассейне Амазонки. Но есть и другое значение слов потерять и сберечь. Душа — это
не только физическая жизнь. Это ещё и внутренний мир со всеми спо-
собностями и возможностями. Душа принадлежит мне, тебе, каждому. Если
она пожизненно останется моей, будет на привязи моих личных интере-
сов, будет тонуть в бесконечном, земном благоустройстве, то я потерял
душу мою. Я разменял на земные мелочи, зарыл её в земное, в землю.
Не реализовал всё, что вложил в неё Господь. Я погубил её. Если бы но-
вейший корабль спустить на небольшое озеро, поставить на якоря, пере-
бросить трап на берег и превратить корабль в ресторан или музей — это
означало бы погубить его. Ему бы бороздить моря, спорить с ветром. А он
погибает в озере. Но если мы отдадим душу Христу на сохранение в этом
мире, на доработку, чтобы Он максимально употребил её для Себя и для
людей, она будет сбережена для вечной жизни, для участия в делах вселен
ского масштаба. Для участия в «Нюрнбергском процессе» над царством
зла, когда святые буду судить мир и павших ангелов. Или же для служения
в Ангельском хоре.Практическая отданность Господу сложнее теории. У трудных библей-
ских мест всегда скапливаются груды сочинений. Многие из них — пилы
для облегчений креста. Любой нормальный христианин, в общем, знает,
чело требует от него Господь (если не лукавить). Но это порою трудно,
страшновато и хочется чьей-то подсказки, как достичь цели, чтобы как-то
полегче, и с меньшими издержками.Напомню первую половину нашего текста: «Кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Созвучен ему
еще один стих (Лук. 1427): ,
«Кто идёт за Мною и не несёт креста своего — недостоин Меня».
Номинальное христианство подменило идею несколькими граммами
дерева, металла, пластмассы, и, успокаивая себя этим, человек остался
без Христа. Но если многим из них объяснить, как следует, суть слов Ии-
суса о кресте, они станут серьезными христианами.
Есть ещё одно слово в христианском лексиконе сораспятие. Лож-
ное толкование его может убить наповал всякий интерес к учению Христа,
и сделает узкий путь вообще непроходимым для многих, И есть печальные
иллюстрации того, к чему приводят порой такие фанатики. Можно дей-
ствительно отдаться в руки Божии, а можно окончить свой путь в чёрных
руках, думая, что находишься в руках Божиих. Как же различить?
Ап. Петр, Павел, Стефан и тысячи последователей отдали свою жизнь
в распоряжение Господа. Эта отдача дарила радость. Но если — обман,
то процесс отдачи будет проходить с сердечной тяжестью, стиснув зубы,
с туманом в голове, в спорах с другими и с самим собой. Если мы руках
Божиих — сердце поёт, рождаются проповеди и стихи.
Крест свой.
«Какой у неё тяжкий крест! Дом сгорел, муж — пьяница,
здоровья нет, нужда, холод. И таких «крестоносцев» большинство в чело-
вечестве».
Когда-то пролетарский горе-поэт Ефим Макеевич Придворов, спря-
тавшись за псевдоним «Демьян Бедный», попробовал свои силы на анти-
религиозном поприще. Он написал этакий пасквиль, высмеяв Христа. Стих
поместили в газете «Правда». Она попалась в руки Сергея Есенина. И хотя
он не отличался высокой нравственностью и религиозностью, но против
Бога никогда не шёл. Сочинение Бедного возмутило Сергея, и он написал
крепкую отповедь.
Ты испытал, Демьян, всего один арест —
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что б когда тебе Голгофский выпал крест
Иль чаша с едкою цекугой?
Все что-то несут крестное в разной мере. Но Христос говорил о готов-
ности к трудностям следования за Ним. Знали тяжесть этого креста и пер-
вые христиане, и многие тысячи других за двадцать прошедших веков.
Крест свой. Личное следование за Иисусом. Не за компанию. Не толпой,
ухватившись со всех сторон за крест. Есть спасение общее, есть — лич-
ное… и лучший способ сбережения своей души — следование за Иису-
сом, сотрудничество с Ним. И Он обещает: «Где я, там и слуга Мой будет»
(Иоан 12:26).