«Насколько это соответствует Библии?»
Что такое ПРЕДАНИЯ?
Это слово упоминается в Новом Завете. Более десяти раз. И чаще всего,
как нечто, пытающееся подменить Божьи Заповеди.
«Устраняя Слово Божие преданиями вашими, которые вы установи-
ли» (Марк. 7:12) (Христос фарисеям). «Смотрите братья, чтобы кто не ув-
лёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человече-
скому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Тщательное мытьё
рук, посуды, (Марк. 7:3—5) «Корван» (Марк. 7:9—13).
Это всё предания. Почти на каждых похоронах мне пришлось видеть:
откуда-то появляются этакие ритуальные знахарки — бабули со своими
Ц.У. — как выносить покойника: вперёд ногами или нет. «Не забудьте
развязать ноги умершему». А зачем их было вообще связывать? Он уже
отбегал своё — никуда не убежит. И придают всему этому мистическое
значение. (В Писании об этом — ничего).
Предания — это возможно кем-то придуманные приложения, дополнения к Би-
блии. (Как — будто Господь что-то недоучёл.) Порою, они уводят слишком
далеко. Из рассказа Анны Ильинской в журнале «Литературная учеба».
Однажды утром мы проспали, кое-как повскакивали и, не умывшись,
не убравшись, побежали на исповедь, — рассказывает одна из духовных
чад схингумена Саввы.
Отец обличил нас: «Когда посуда не помыта, злая сила лижет и осквер-
няет все, а мы потом эту нечисть поглощаем и заболеваем. Нужно и по-
стель убирать сразу, когда встаёте. Когда она не убрана, бесы кувыркают-
ся, оскверняют её блудом, и, когда человек потом ложится спать, на него
нападает блудный бес. Встав ото сна надо быстро умыться, причесаться,
чтобы тёмная сила не путалась в волосах и не навевала плохие мысли.
(Псковско-Печерский схингумен Савва. Литературная учеба: М. 1997, кН.
5—6 ст. 127)
И лишь три раза в Новом Завете упоминаются предания в положи-
тельном смысле. «Хвалю вас, братья, что вы всё моё помните и держите
предания, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).
Это было время, когда Новый Завет только ещё формировался, и его
содержание передавалось чаще всего устно. Это и были предания, о ко-
торых говорил Апостол Павел.
ЖИТИЯ святых
Я думаю, что Александр Савченко позволит мне процитировать что-то
из его статьи «О загробных мытарствах» (Журнал «Перед рассветом»).
В конце 10 века в Константинополе обитал подвижник веры Василий
Новый. Его учеником был молодой человек Григорий. Но главной помощ-
ницей Святого Василия была старая дева — Феодора. Василий умер. Вско-
ре покинула бренный мир и Феодора. А Григорию во сне было «открыто»
положение всех умерших в течение первых 40 дней после смерти. Этот
Григорий открыл, что судьёй мертвых, по его словам, является не Господь
Иисус Христос, а злые духи. Христос сказал, что «Отец не судит никого,
а весь суд отдал Сыну», а ревнители православия этот суд отняли у Христа
и отдали бесам.
Послушаем рассказ блаженной Феодоры.
«Когда я приблизилась к концу жизни моей, и настал час разлучения
души от тела, увидела я множество эфиопов (черных), стоявших возле
одра моего; лица их были чёрные, как сажа и смола, очи горели, как угли
огненные… и начали они производить шум и смятение: одни ревели, как
скоты и звери, другие лаяли как псы, некоторые выли, как волки… скре-
жетали зубами, и хотели тут же поглотить меня.
Развертывали свитки, на которых были написаны все злые дела мои.
И была убогая душа моя в великом страхе и трепете. Тогда претерпевала
я, не только муки смертные, но так же жесточайшие страдания от виде-
ния тех страшных эфиопов. И не было никого, кто бы помог мне». Но тут
Феодора увидела двух светозарных ангелов Божиих… как изображается
на иконах.
«И вот один светоносный юноша гневно сказал им (злым духам):
«О, бесстыдные, проклятые, мрачные и злобные враги рода человеческо-
го!.. Прекратите свою радость, так как здесь вы не приобретёте ничего,
так как с нею Божие милосердие».
Бесы, естественно, обозлились и возбудились, и начали с криком по-
казывать написания злых дел мои, содеянных с юности».
«Так говоря, они стояли в ожидании смерти». «И вот пришла смерть,
рыкая, как лев».
Далее следуют живописания внешности этой «костлявой лэди», и ору-
дий казни.
«Тот час же смерть, взяв секиру, отсекла, сперва, ноги мои, потом руки,.,
все остальные части моего тела разрушила, и члены от суставов отделила.
И не имела я ни рук, ни ног, и всё тело моё омертвело. Смерть же взяла
и отсекла голову мою, так что я не могла повернуть головою».
После всего смерть сделала раствор в чаше и преподнеся к моим
устам, напоила меня. И.столь горек был раствор тот, что душа моя не имея
сил стерпеть горечи, содрогнулась и вышла из тела».
Потом следует рассказ о том, как ангелы и бесы торговались за её
душу. Явился Василий, протянул мешок с золотом, ангелы отсыпали бесам
из содержимого мешка.
Потом начались мытарства Феодоры. Всего 20 мытарств. И везде
требовалось, золото Василия. Через тридцать дней Феодора обозревала
райские обители в течение 10 дней. Затем она стала светлым существом.
Все это можно было рассказывать как сон, но назвать это откровением?
Христос сказал разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю». И никаких
мытарств. Я знаю, как умирали некоторые мои знакомые — хорошие Хри-
стиане. «Царь мой идет! Он пришел!» — произнесла жена Эрла Штегена
и глаза её закрылись.
Выдумки о сорока днях, о возможности как-то изменить там свою судь-
бу — противоречат Писанию.
Можно ли поминать усопшего?
9 дней, сорок дней, год.,, Писание не предписывает и не запреща-
ет поминать ушедших, Только как? И зачем? Единственное место об этом
звучит так;
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово
Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).
Помните, не забывайте тех, кто прошёл впереди вас. Можете посидеть
за чашкой чая, вспомнить тех, кто был вам дорог — только не превра-
щайте это в обряд или в предание. И ещё о наставниках.
Знаете ли вы тех, кто евангелизировали Россию в прошлом, и созда-
вали наше братство, в которое входят или входили церкви, родившие
и воспитавшие нас? Наверное, мы нуждаемся в напоминании о них. Если
спросить современную христианскую молодежь:
- Кто такой Василий Гурьевич Павлов?
Могут ответить:
- Это тот, кто изучил на собачках условные и безусловные рефлексы.
Академик какой-то.
Но это был большой труженик нашего братства, знавший 24 языка.
Его сын Павел за день до расстрела за веру написал стих: «Окружи меня
молитвами твоими».
- А кто такой Ю. С Грачев?
- Это министр обороны, бомбивший Чечню.
Где им знать, что этот интеллектуал, проповедник и писатель отдал 25
лучших лет лагерям и рудникам Джезказгана, за свои убеждения. «В иро-
довой бездне» — так называется одна из его книг.
И ещё тысячи других тружеников. Зачем их помнить? Это повеле-
ние Божье (Евр. 13:7), чтобы мы учились у них хранить верность Господу
и уметь не проваливаться на жизненных экзаменах; чтобы иметь хорошие
корни и не становиться «перекати-полем», гонимым ветрами учений. Если
пренебрегать историей своего братства, мы станем кораблями без цели.
Им никакой ветер не будет попутным.