Может ли человек измениться? Может ли Бог изменить характер?
Задолго до того, как юность бросила мне «проща-а-а-й», мы сидели однаж-
ды в доме друга, и беседовали о духовных проблемах. Было нас человек
5—6. Открылась дверь, вошел высокий дядечка и попросил:
-Можно я посижу с вами. Я неверующий.
Посидел, послушал и сказал:
-А можно я вас о чем-то спрошу?
И он задал вопрос:
– Может ли Бог изменить характер человека?
Мы, как молодые петушки, набросились на него, наперебой расска-
зывая, как Бог меняет людей: и пьяниц, и наркоманов, как беспутных от-
цов возвращает в семьи… через возрождение. Он спокойно слушал нас,
а затем сказал:
-Значит, церковь состоит из возрождённых людей?
-Ну, да.
-Значит, это те, у которых старая природа умерла, и они совершенно
новые люди? — И, дав нам время осмыслить его вопросы, добавил —
А откуда же в церквях столько мелочных самовлюбленных, обидчивых
и обижающих, раздражительных, неуживчивых, борющихся за портфе-
ли…? Скажите, этого нет?
Возразить было нечем. И после паузы он добавил:
-Итак, молодые люди, даже Бог не может изменить характер чело-
века. Даже через возрождение.
«Кто же он?» — терялись мы в догадках, когда дверь за гостем закры-
лась. Неверующий, но так знать церковную жизнь! Бессилье спорить с ним
сначала раздавило меня, но потом усадило за изучение слова характер.
Так что же это такое?
Характер — это не самостоятельная деталь личности, и даже не на-
бор многих деталей. Это, скорее, что-то построенное из этих деталей.
Почти всем детям покупают конструктор — набор деталей, из которых
можно собрать домик, башню, крепость. И дети строят, кто, как может,
в меру своей фантазии. Кому-то помогают взрослые и у них у каждого
своя мера способностей, в итоге у одного ребенка получается красивый
дом, у другого — не очень. А кто-то ничего не построил: не сумел, не за-
хотел, не помогли.
Каждый нормальный человек, приходя в мир, получает полный набор
данных, чтобы созидать свою личность. В организме матери формируется
наше тело. После рождения формируется душа как личность. Стенки ко-
лыбели и лицо мамы, затем стены дома, окрестности, люди, речь, книги,
учёба, большой сложный мир.. .всё это влияет на формирование личности.
Из всего, что есть внутри и вне нас, человек созидает свою личность.
Итогу всех разный. Кто-то сам созидал себя, как мог. Кто-то скопировал
кого-то и потерял свою неповторимость. Кому-то помогали умные люди.
Кому-то — не умные.
Пройдут 20—30 пот, и сформируется характер. И таким он ос-
танется пожизненно. И в этой постройке видно, чему человек отдавал
предпочтение. Вложил много ума, рассудка, логики, но мало сердца —
сформировался прямой, решительный, жёсткий характер. Такие люди обыч-
но, становятся лидерами, ведущими. В церкви — это «сухари, законники».
Если перестараться с чувствами, эмоциями, но поскупиться на рассу-
дительность и трезвомыслие, будет податливый, мягкий характер. Но ему
трудно будет, так как первый тип не упустит возможности проехаться
за счёт второго. Есть немало тех, у кого никаких пропорций. Это бесхарак-
терные люди. Лучшие характеры у тех, кто сумел привести к гармонии ум
и сердце, рассудок и добрые чувства, качества, полученные генетически
и приобретенные в жизни.
Моисей был «кротчайший человек» на земле, но он умел сказать, смо-
тря в глаза фараона, всё, что поручено Богом. Обличить фараона, при-
грозить ему — это смертельная роскошь.
Но тот же Моисей умолял Бога за свой народ: «Прости им грех их.
А если нет, то изгладь и меня из книги твоей, в которую ты вписал»
(Исх. 32:32).
У образованнейшего Апостола Павла не кружилась голова от ин-
теллектуальной высоты. Он оставался простым, доступным, жертвенным.
«Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я
желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим 9:3).
Но он мог воспламеняться за обижаемых, и достойно держаться перед
правителями.
А что говорить о Христа?! Это идеальный характер. Удивительная
гармония твердости и нежности. «Придите ко Мне. Научитесь от Меня»
(Матф. 11:28—29).
Итак, характер — это неповторимый облик личности. В характере
видна незримая душа.
Бог не меняет характер человека. Он не ломает то, что человек со-
зидал, даже творил в течение десятилетий. С этим «произведением» пред-
станет каждый человек пред Богом.
Но по молитвенной просьбе Господь обновляет некоторые детали
характера. Например, ум: «преобразуйтесь обновлением ума вашего»
(Рим. 12:2).
Это уже практическая подсказка свыше для тех, кто продолжает со-
зидать свой характер, может быть, даже перестраивая его заново.
Откуда же столько негативного в церкви, состоящей из возрожденных людей?
Многие из моих читателей, наверное, сажали фруктовые деревья. Вы
не брали из лесу дичку. Нет, покупали колерованное деревце. Когда-то
и оно было дичкой. Но к нему прививали почку от культурного дерева.
И когда почка стала крепким побегом, то выше привоя срезали всё, что
было от дички. Но если ничего не предпринимать больше, то скоро, ниже
привоя появятся дикие ростки. Они растут быстро, обгонят и заглушат
культурный побег, и начнут приносить свои кисло-горькие плоды. Испытав
возрождение, когда Дух Святой привил нам почку от Дерева Жизни, и но-
вый росток вырос в нас, многие христиане перестали наблюдать за собой,
забыли о борьбе плоти и духа и ростки старой природы затушили своей
буйной зеленью то, что привито свыше. И появляются вопросы: «Откуда же
в церквах столько мелочных, самовлюбленных обиженных и обижающих?»
Судя по Рим. 11:17—24 в бытность Христа принцип прививки был хо-
рошо известен.
Прошло не так уж много лет, и я узнал, что «дядечка», сбивший нас —
молодых с толку своими вопросами, был проповедником, он по ряду при-
чин отпал от церкви. Но теперь он снова в ней.