«НИКТО НЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ КО МНЕ,
ЕСЛИ НЕ ПРИВЛЕЧЁТ ЕГО ОТЕЦ» (Иоан. 6:44)
Значит ли это, что человек не может сам покаяться, пока не привлечет его
Сам Бог?
Именно так трактуют эти слова многие проповедники, загоняя человека в самый настоящий тупик. Десятки мест Священного Писания зовут
человека к покаянию, то есть к примирению с Богом, а это, оказывается — за пределами возможностей человека, пока Бог не привлечёт его.
И требовать от человека невозможного, а потом осудить за нераскаянность — это насмешка над человеком, так не поступают даже люди,
не говоря о Справедливейшем из судей — о Боге.
Остаётся ожидать, пока Всемогущий возьмёт нас за воротник, и привлечёт к покаянию? Но это не в Его характере, так как и в раю, и в аду
будут одни добровольцы. Богу не нужны невольники, а лишь те, кто добровольно идут к Нему, в Его армию, в число Его соработников, когда
Он зовёт.
Такое толкование слова «привлечёт» пахнет наручниками, судом, нарами. Привлекают к ответственности преступников. В этом смысле данное
слово употреблено всего один раз в Библии: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды»? (Иак 2:6). У остальных 13-ти текстов
Библии со словами привлекать и влечь совсем другие оттенки. Цветок не бросает лассо на каждую пролетающую пчёлку, они сами летят на аромат и ожидаемое благо внутри цветка. «И влекут её узоры личности? Красота внешняя и, тем более, внутренняя; мудрость, аромат чистых помыслов и дум, духовная зажиточность, которая обогатит, приближающихся, мёдом откровений и остальное в этом роде составляют атмосферу личности, дают ей магнетизм. Всё это в высшей мере есть у Христа.
а) И если это не привлекает человека к Нему, то о покаянии не может быть и речи. Важно, не выжать несколько покаянных слов из человека, а по-
мочь увидеть Красоту Христа. И человек, захочет стать лучше и растает в молитве покаяния.
6) Загадочная фраза Христа: «Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанн. 12:32), наводит на размышления. Его распяли,
Он воскрес и вознёсся от земли в мир иной, и что? Всех построил и конвоем повёл к Себе? Кажется, нет. Следующий стих говорил, прежде всего
о Голгофе, куда собрался весь Иерусалим, чтобы посмотреть на Вознесённого на крест. Но в этих словах угадывается и дальнейшая перспектива. Там скромных пчёлок к лепесткам».
«Мудрый привлекает души» (Прит. 11:30). Опять же не хватая человека повыше локтя. Действует магнетизм мудрого человека.
Вокруг каждой личности существует своя атмосфера. К одним людям нас неудержимо влечёт, атмосфера других отталкивает. Мы попали в атмосферу личности Христа, и она неудержимо влечёт к себе. Силы Его магнетизма пронизывают нас насквозь. «Видевший Меня, видел и Отца», говорил Христос, а это значит, что Отец, пославший Сына, стал для нас привлекательным, привлёк нас. Из чего складывается эта самая атмосфера на Голгофе началось разделение мира на тех, для кого Он стал привлека-
тельным, и пошли за Ним, и на тех, кого он привлечёт, как преступников перед Богом на Вечный суд. Вобщем всех без исключения.
в) Мы говорили о положительном магнетизме. Но у зла есть свой магнетизм. Два полюса: плюс и минус. Помните предостережение Каину?
«У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». И ещё: «Поступающих нечестиво против завета он привлечёт
к себе лестью» (Дан. 11:32, 21).
«Он придёт без шума и лестью овладеет царством». У слова привлечение есть и такие оттенки: заманивать, агитировать, уговаривать,
нарисовав заманчивую картину, которая никогда не станет действительностью. Как в рекламной возне Эм Вей: «Разве вы не хотите поездить
на 600-м Мерсе, отдыхать на Канарских островах»? Уговорили, уболтали и потеряли последний горбатый Запорожец. Или попали в мышеловку,
привлечённые бесплатным сыром. «Привлекательность отдалённых возможностей обманчива».
А ещё есть разряд людей, к которым зло и грех так и липнут: «Горе тем, которые влекут на себя беззакония вервями суетности, и грех как бы
ремнями колесничными» (Ис. 5:18). И чьи «расширенные» сердца и ненасытные очи «влекут к блудодейству» (Числ. 15:39).
Запретные плоды имеют свой сильный магнетизм.
г) Несравненно лучшая позиция предлагается нам пророком Иеремией: «Ты влёк меня, Господи, — и я увлечён. Ты сильнее меня — и пре-
возмог» (Иер. 20:7).
Его магнетизм преодолел во мне и во многих притяжение запретной красоты, вещизма и всего что держит в своём рабстве большую часть мира.
Я тону в познании Его мудрости, вершащей Историю, восхищаюсь умением ставить задачи на тысячелетия вперёд и осуществлять их; удивляюсь
Его заботе о человечестве, испытывающем его долготерпение, и умению прощать.
Всё это настолько привлекает меня, что я хочу жить и умереть в общении с Ним. И ничто в мире до сих пор так не увлекало меня, даже неот-
разимая красота кого — то в юности. Он влёк меня и влечёт ещё сильнее, когда позади основная часть жизни. И итог этого влечения — восхищение
от земли.
А ещё мне нравится Апостол Павел своей увлечённостью небом и Христом, живущим там.
«Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться в плоти нужнее
для вас».
Филип. 1:21—24
Никто силой не увлекает его в небо, и никакая рука от земли не вцепилась в него, чтобы удержать. Он волен избрать то и другое. Хотелось
бы уже отдыха от такой неспокойной жизни, какая была у него, но людям нужна его помощь на земле. И он остаётся ещё на какое-то время.
Если вернуться к стиху этой главы, то можно подвести итог.
Если для кого-то Отец Небесный не станет привлекательным, не привлечёт своей любовью, величием и мудростью, не сможет такой человек
прийти ко Христу. А если ему сумеют показать эти качества Бога, и человек увидит их и захочет сблизиться с Богом, ничто не помешает ему
в этом: «И взыщете Меня, и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).