Луки 16 глава 1—12 стих
«Если очевидный смысл Писания не противоречит здравому смыслу,
не ищи иного смысла, иначе получится бессмыслица» (неизвестный автор).
Ни одну притчу Иисуса Христа не следует толковать буквально, отыс-
кивая значение каждого слова. Обязательно зайдёте в тупик. Попробуйте
подойти с таким методом, например, к притче о десяти девах.
Девы — это не невеста, а её подруги. Невеста — это церковь. Цер-
ковь — это мы. Значит, нас эта притча не касается. Пусть её изучают «зван-
ные на брачную вечерю». А кто они? Да и чей крик раздался в полночь?
Новый виток вопросов, новые тупики.
И главная мысль притчи может утонуть в дебатах, а она выражена
словом: «Бодрствуйте». Не проспите. Не опоздайте. Будьте всегда в со-
стоянии готовности.
Так и в притче о неверном управителе. Мы обязательно провёдем
параллель: господин«— Господь.
Но на каком основании мы можем этого земного богатея считать про-
образом самого Бога, и расшифровывать каждое слово и каждый поступок
его, как аналогию с Божеством?! Не думаю, что Господь такой же, как этот
господин, изменчивый и колеблющийся. То он решил уволить неверного
слугу, то вдруг пришел в восторг от него после очередной махинации
с расписками. «Похвалил его». В итоге проделка мошенника стала добле-
стью, достойной похвалы?
Попробуем разобраться.
Похвалил за догадливость. И в этой похвале мне видится, вер-
нее, слышится то же, что и мы вкладываем в слова: «Ну, ты молодец, это же
надо суметь так выкрутиться!». И в этой же притче, только уже у Матфея,
мы видим, как у него всё отнимают, а его самого выбрасывают во «тьму
внешнюю, где плач и скрежет зубов» (Мтф. 25:28—30). Единственно поло-
жительное в этом человеке можно отметить то, что он подумал о своём
будущем, увидев банкротство настоящего.
Второй урок для нас — читателей Библии: богатство не было его
личным. Но чужим. Оно было доверено ему на время и с определённой
целью, а он распоряжался им как своим. Мы тоже получили в распоря-
жение жизнь, время, силы, возможность, таланты, однажды наш Господин
спросит, как мы поступили с ними. В том числе и с материальными цен-
ностями. И, может быть, в основном о них идёт речь в притче.
Неправедное богатство. Это не значит, что хозяин приобрёл
его путем махинаций или обманом, иначе в параллели господин — Го-
сподь мы опять зайдём в.тупик. Неверное, это значит: оно не настоящее,
не подлинное с позиции Бога, могущее в любой миг подвести надеющихся
на него. В этом помогут бандиты или инфляция. Богатство имеет силу лишь
на земле, но не в вечности. Священное Писание напоминает нам и рас-
сказывает о богатстве другого рода, которое не теряет цены и в вечности:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребля-
ют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища
на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают
и не крадут» (Мтф. 6:19—20).
Земное богатство преходяще, подводит нас, оно неверное. А что же
мы можем вкладывать в небесный банк?
Вот хотя бы несколько вкладов:
«Благотворящий бедному, даёт взаймы Господу» (Пр. Сол. 19:17),
«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
«Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мтф. 6:2), иначе
людская похвала и будет твой наградой, а на небесный счёт не поступит
ничего. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш небесный» (Мтф. 6:14).
Список вкладов можно продолжать, и это всё станет сокровищем
на целую вечность.
«Приобретайте друзей богатством неправедным».
У скупого не бывает друзей. Если вы мертвой хваткой держите каждый
рубль, боясь, поделится с кем-то, вы никогда не приобретёте друзей. Если
вы собираетесь евангелизировать людей и дрожите над каждой копейкой,
боясь отдать её делу спасения кого-то, то не видать вам новых друзей.
Если же ваши средства вытащили кого-то из долгов, из нужды, они
помолятся о вас богу и, может быть, уйдя прежде вас из этого мира, они
будут ходатайствовать о вас перед Богом за вашу добродетель. Я думаю,
эта мысль заложена в Лук. 16:9. «Приобретайте себе друзей богатством
неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные оби-
тели».
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то
сделали Мне» сказал Христос (Мтф. 25:40).