«Как оправдать эти изъяны в характере одного из самых любимых Апо-
столов? Тем более, он сам говорит о них. Это же раздражительность, гнев,
потеря равновесия. А хитрость и лукавство отвратительны.»
Моя христианская молодость начиналась в ту, уже далекую пору, ког-
да вовсю дымила «атеистическая кухня». 1957 год. Мы решили провести
маёвку в яснополянском лесу. Шли к месту по одному, по двое с раз-
ных сторон в целях конспирации. Прятаться было от кого — старшее
поколение помнит. Шли на праздник. В белых рубашках, в наглаженных
костюмах, поляна оживала, собрались уже почти все. От дерева к дереву
протянулся транспарант: «Юноши и девицы да хвалят имя Господа» — это
неслыханная дерзость в ту пору. Нас все же вычислили. Походят к Василию
Беличенко (поэт), что-то сказали, и он громко скомандовал: «все братья,
кроме регента, за мной!»
Неведомый злоумышленник поджег вблизи поляны лес, и последствий
для организаторов хватило бы до самой Колымы. Мы сбивали пламя вет-
ками, топтали ногами, но огонь неудержимо расползался во все стороны.
Людей явно не хватало. Затушишь в одном месте, идёшь дальше, огля-
нулся — опять пламя съедает кусты, гложет кору деревьев. И всё же мы
потушили пожар. Но на кого мы были похожи! Лица и рубашки — в саже,
одежда прожжена и в клочьях. Но белки глаз и зубы выдавали радость
победителей.
Не секрет, что в церквах нередко полыхает чужое пламя. Это борьба
за признание, за портфель, семейные проблемы, пересуды, самозащита
греховодников. И служители бросаются в этот огонь, тушат, насколько
могут. Думаете, легко сдержаться, подобрать тон, подход, слова, когда
разоблачается притихший греховодник, или волк в овечьей шкуре, или
еретик? Они будут защищаться, юлить, учтут каждое слабое место служи-
теля в его характере, семье. Они не побрезгуют ничем: закулисной вознёй
среди недовольных, пустят о нём худую молву, свалят вину на кого-то,
очернят. И попробуйте выйти из этого пожара незапятнанным. Мне это
тоже знакомо.
В бытность Апостола тоже было немало проблем в формирующих-
ся церквах. И он порою воспламенялся, видя, как зло теснит добро, как
страдают жертвы этих лукавых людей. Он писал: «Берегитесь псов, бере-
гитесь злых делателей». «А вкравшимся лжебратьям… мы ни на час
не уступили». «Александр Медник сделал много зла, бойся его и ты»
(в смысле — остерегайся).
Праведный гнев до определенной отметки ещё не грех. Он лучше
предательского молчания, когда хотят быть хорошими для всех. Бог тоже
имеет чувство гнева, и кто упрекнёт Его за это?
«Хитрость и лукавство». Нужно правильно читать Библию, а не выхва-
тывать отдельные фразы (2 Кор. 12:16). Стих начинается словом «положим».
Это означает: допустим, предположим, как судачат обо мне некоторые.
17 стих начинается возражением «но».
«Но пользовался ли я чем от вас». Брал ли что-нибудь у вас? не брал
никогда. «Ни одна Церковь не оказала мне участия подаянием и при-
нятием (гостеприимством) кроме вас одних». Но это он писал уже дру-
гим — Филиппийцам 4:15.
Но коринфяне не давали ничего, и Павел ничего не брал у них ни хит-
ростью, ни без неё, и лишь злые языки пытались украсть у него доброе имя.