Проповедь, толкование.
Кажется, правильнее было бы сказать: «Жизнь и смерть во власти Все-
могущего Бога». Но Библию поправлять не стоит. И, дочитав последнюю
строчку этой главы, мы согласимся, что Соломон говорил правду. И эта
закономерность сильна и сегодня. Но прежде поговорим о прекрасном
даре — о человеческой речи.
Прозвучало последнее творческое слово Создателя и появился Пер-
вый человек, воплотивший в себе Образ и подобие Бога. Всё на месте,
ничего лишнего. «Весьма хорошо». Зренье, слух, руки, ноги, речь…»
Прекраснейший из даров — речь.
В какой-то мере этот дар есть у всех живых существ, они как-то об-
щаются в стаде, в стае, в рыбьем косяке. Но это не в такой степени, как
у человека. Рёв морского котика — это крик тоски. Помню и безмолвный
взгляд гориллы (нас разделяла стеклянная стенка). Если бы они умели го-
ворить, с ними можно было бы договориться о их свободе. Но они молчат
и кажутся опаснее, чем на самом деле.
Это и приговор Иакова своей жене — красавице Рахили. Это миллио-Речь — это не просто дорогой подарок человеку. Она — грозное
оружие, меч обоюдоострый, опасный для других и для себя самого.
Можно пасть на острие меча своих неосторожных слов. Примеров этому
множество. Это и кровавая история евреев, рассеянных по всему миру.
Их предки, распиная Христа, кричали: «кровь его не нас и на детях на-
ших». Это — в своём роде: «Распни его, ответственность берём на себя».
ны приговоров за годы советской власти, а затем посмертная реабилита-
ция тех, которых уже нет в живых, и никогда не будет. И всё это результат
властного слова правителя. Это примеры, когда мечом языка отнималась
жизнь у других. Но этот меч опасен и для самих говорящих,
«Ну, кто следующим будет в нашем родстве, наверное, я» произнес
на похоронах мой старший, ещё не старый брат. И через три месяца мы
похоронили его. Кто тянул его за язык? Бог? Сомневаюсь.
Мой старший сын породнил нас с кабардинцами. Молодая крепкая
горянка в нашем новом родстве произнесла похожую фразу на похоро-
нах, и через несколько месяцев мы были на её похоронах. Совпадение?
Случайность? Слишком их много. Это работает закономерность: «жизнь
и смерть во власти языка».
«Я ненавижу вас, мои ноги» — сказала в ранней юности девушка, срав-
нив их с красивыми ногами подруги. И ноги заболели. И болезнь длилась
до самой свадьбы, пока жених — благовестник Дерек Принс — не объяс-
нил невесте опасность самопроклятья, и молитвой не прервал его. Очень
похожее пережила жена хорошо известного мне служителя.
Слово — семя. Попадая в душу, оно пускает корешок, растет и начи-
нается натиск на тело. Потому молитва веры властным словом без врачеб-
ного вмешательства вырывает злой корешок из духовной сферы человека,
и исчезает болезнь тела. Это механизм исцеления.
Как употребляем мы этот замечательный дар? В какую армию мы до-
бровольно вступаем? За кого размахиваем этим грозным мечом? Чьи го-
ловы летят?
Кто-то отдал этот дар за земное благополучие, чтобы иметь уют и ку-
паться в лучах человеческой славы. Им всё равно, что говорить, лишь бы
хорошо платили. За выступление с новой юмореской некоторые острос-
ловы получают тридцать тысяч долларов.
Один известный юморист умело изображал пьяниц, и вообще опустив-
шихся людей. И хотя его не уставали хвалить (даже посмертно) но в про-
стонародье ему присвоили звание «всесоюзной обезьяны». И ни одному
пьянице он не помог вернуться к нормальной жизни. Просто высмеивал
их. И куда израсходовал он свой дар речи?
Вольтер отдал свой гибкий ум и острый язык в аренду одному из бесов,
который многие годы изрыгал через язык Вольтера своё богохульство.
Но когда он исчерпал лимит времени — пришло прозренье. Но слишком
поздно. Последние движения его языка — это смесь раскаяния с про-
клятиями Бога. Так и ушел.
Но не все так безумно и зло употребляли прекрасный дар речи. Был
и есть немало людей, осторожно подбирающих слова, приближающие
к Богу и истине. Царь Давид, Апостол Павел, Иоанн Златоуст, Каргель,
Проханов, Сперджен, Грачев, Храпов, Билли Грээм, Виктор Гамм и др.
Серьезные христиане стараются не злоупотреблять прекрасным да-
ром речи. Они не работают юмористами, веселящими толпу. Они не отдают свой дар политическому словоблудию. Они не работают адвокатами,
чтобы отточенным языком увести преступника от возмездия. Они готовы
лучше таскать носилки.
Не только смерть во власти языка, но и жизнь. Если бы разбойник
не произнёс: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё»,
то не услышал бы слов Спасителя: «Ныне же будешь со Мною в раю».
Могла у разбойника быть мечта о вечной жизни, но эта жизнь пришла
к нему через язык.
«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спа-
сению». Стоит ребёнку сказать: «Прости меня, мама, и — всё. Но язык
не слушается, и дитя продолжает нести наказание. «От слов своих оправ-
даешься и от слов своих осудишься» (Мтф. 12:37). Прощение осуществля-
ется языком. Непрощение — тоже. «Смерть и жизнь — во власти языка,
и любящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:21).