В ЧЁМ ЖЕ НЕПРАВЫ ДРУЗЬЯ ИОВА?
Такая апологетика! Кажется, Всемогущий должен придти в восторг от усер-
дия Своих защитников, но Божья реакция совсем иная:
«Сказал Господь Елифазу Феманитнину: горит гнев Мой на тебя
и двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как
раб Мой Иов» Иов. 42:7.
Книга Иова — древнейшая часть Библии. Она написана раньше книги
Исход, раньше закона Моисея, так как нет ни одной ссылки, ни на Моисея,
ни на Закон.
Где разворачивались события?
Долго искали землю Уц. Но наш Советский Союз был закрытой страной
для таких поисков. А эта земля, по-моему, была у нас. Уц, уз — Узбекистан.
Вблизи Джалал-Абада есть могила древнего страдальца, которую почитают
уже не одно тысячелетие. И целебные источники Арсланбоба, говорят,
носят имена прекрасных дочерей этого страдальца и праведника.
Друзья Иова
Елифаз — из аравийской Фемы.
Вилдад Савхеянин, — мог быть земляком царицы Савской (Эфи-
опия) или же из Савы (Дедан) Иез. 38:13, или из Савеи — аравийское
нагорье — местообитания разбойничьих кочевых племён.
Сафар — из Наама. На некоторых картах встречается это название.
Караванный шёлковый путь соединял издревле Ферганскую долину с Ин-
дией и Аравийским нагорьем. Караван в день мог проходить 70-80 киломе-
тров. Двадцать дней — и верблюды уже в земле Уц. Так или нет, но друзья
Иова «пошли каждый из своего места… и сошлись, чтобы идти вместе
и сетовать с ним, и утешать его» (2:11),
Перед тем, как попытаемся узнать, в чём же неправы друзья Иова,
порассуждаем над «провокационными вопросами»:
- Можно ли заболеть духовно, читая Библию? Думаю, что можно.
- Если Библия — слово Божие, то всё ли написанное в ней, верно?
- До последней йоты — успокаивают меня.
- А я думаю, что не всё.
- А ты что, еретик?
Не еретик я, но Библия состоит не из одних только Божьих слов.
- В тринадцатом псалме высказался безумец: «Нет Бога»,
Б) Еще раньше фараон заявил Моисею «Кто такой Господь, чтобы я
послушался голоса Его. Не знаю Господа» Исх. 9:2.
- Дана в Библии возможность высказаться многим: Каину, злобному
Аману и его коварной жене.
Г) Разъярённым святошам, требующим распятия Иисуса. И Иуде, пре-
давшему Его.
Д) Продажным стражам у гроба Господня, и правителю Пилату.
Е) Сомневающимся ученикам в Эммаусе и, неоднократно, самому
диаволу.
И Библию читать нужно так, как кушают рыбу — мясо съели, а кости —
в сторону. Яркой иллюстрацией этой мысли являются речи друзей Иова.
Их возвышенные фразы ни дать — ни взять афоризмы высокой ду-
ховной пробы. Мы из них строим свои проповеди, дарим в пожелание,
создаём целые теории. Помню жаркие дискуссии проповедников о стихе:
«Он и в Ангелах Своих усматривает недостатки».
Но ведь Сам Господь за что-то отверг их выспренние речи. В чём-то
они были не правы, что-то из сказанного ими далеко не истина. Поэтому
Библия советует нам не просто много и часто читать Священное Писание,
но исследовать его (Иоанн. 5:39).
Вот мы и попробуем разобраться с друзьями Иова.
Начало встречи было трогательным. «И услышали трое друзей Иова
о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего ме-
ста.. . чтобы сетовать с ним и утешать его». «И подняв глаза свои издали,
они не узнали его… и зарыдали» (2:11—12 ст).
Попробуйте отыскать сегодня таких друзей, которые пришли бы к про-
каженному и сидели рядом с ним, молча, семь дней и семь ночей. Уверяю:
таковых — не осталось на земле.
«На что дан страдальцу свет, и жизнь огорчённым душою, кото-
рые ждут смерти, и нет её, которые вырыли бы её охотнее, чем клад»
(3:20—21) — стонал Иов в агонии.
И самый старший Елифаз осторожно спросил: «Если попытаемся мы
сказать к тебе слово — не тяжело ли будет тебе?» (4:2).
Первая неправота
Подкупающая тактичность. Затем они начали один за другим изощрять-
ся в красноречии, щеголяя мудростью, настоянной на преданиях, пого-
ворках и распространенных тогда благочестивых фразах. Потом, образно
говоря, они уложили страдальца на операционный стол и стали просто
истязать его. Мучимый проказой и не меньше их обличительными речами,
Ион просит; «К страдающему должно быть сожаление» (6:14), «И у меня
есть сердце, как у нас» (12:3). «Доколе будете мучить душу мою и тер-
1ать меня речами, Вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь
теснить меня» (19:2—3),
Но ОНИ были неумолимы…
Это была первая неправота друзей — неверное отношение к страж-
дущему,
То чувство, которое могло быть у Господа, наблюдающего за этими ис-
тязателями, Он позже выразит через Иисуса Христа словами:
«Так — как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне» (Мтф. 25:40). Слушал Господь этих холодных догматиков
и в Божественной душе зрел праведный гнев.
Вторая неправота
Господь считал Иова праведником, которому нет равных на земле (1:8).
Он был настолько предан Богу, что Господь решился на этот жестокий
эксперимент, чтобы посрамить диавола и показать всему миру, на что
способен человек, преданный Богу. И через подвиг Иова увидеть, где же
предел терпения человека? (Вы слышали о терпении Иова) — Иак 5:11.
Чтобы последующие праведники были более стойкими, не кричали
к Богу при первых же трудностях: «Господи, больше не могу».
Поаиция Божия: Иов — праведник. И страдает совсем не за грехи.
Но друзья Иова единодушны: Иов страдает за свои грехи. И не было
бы гнева Божия, если бы они говорили: «Иов, нам кажется, мы так думаем,
нам так видится», но они выступали как бы от имени Бога, зная, что Он
думает, что Он делает в данной ситуации, как Он поступит с Иовом, если
тот прислушается к друзьям и согласится что он и грешник, и лицемер,
и нечестивец. Вот их соображения.
«Если ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты
чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою, и умиротворит жилище
правды твоей». Вилдад. (Язык-то — духовный Монблан, не ниже). 8:5—6.
«Нечестие твоё настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых».
Елифаз.
Софар пошел ещё дальше:
«Тебе вдвое больше следовало бы понести. Итак, знай, что Бог
для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (1V.5—6).
Иов защищается: «Вы сплетники лжи. Если бы вы только молчали,
это было бы вменено вам в мудрость» (13:4—5).
Но обвинители распаляются ещё больше, упиваясь своим красноре-
чием, используя язык восточных притч (не прямо в глаза сказать Иову,
а иносказательно, но ему, а не кому-то другому). Одним словом стреляли
кривым ружьём из-за угла.
Софар. 20 глава.
«Упрёк, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего
ответит за меня». «Кости его наполнены грехами юности, и с ним ля-
гут они в прах». «Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет
его из чрева его». «Змеиный яд он сосёт, умертвит его язык ехидны».
«Ибо он угнетал, отсылал бедных, захватывал домы, которых не стро-
ил». «В жадности своей не щадил ничего». «Ничего не спасалось от об-
жорства его».
Елифаз. 22 глава.
«Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет
судиться с тобою. Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим
нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что, и с полу-
нагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напить-
ся, и голодному отказывал в хлебе. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот
оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли и возмутил тебя
неожиданный ужас».
Вилдад 25 глава
Не имея ничего больше сказать, обозвал Иова червем и молью. И умолк.
И слушал эти обвинения Иов и вспоминал свою прошую замечательную
жизнь (29гл.) «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как
в те дни, когда Бог хранил меня, когда я выходил к воротам города…
князья удерживались от речи, и персты полагали на уста свои… я
спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Я был глазами
слепому, и ногами хромому. Отцом я был для нищих и тяжбу, которой
я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти,
из зубов его исторгал похищенное».
А затем, обратившись к Вилдаду, сказал, глядя в его бесстыжие глаза:
«Кому, ты говорил эти слова, и чей дух исходит от тебя?»
А дальше у Иова как бы открылось второе дыханье в этом поединке,
и он, забыв о своих страданиях, произносит прекрасную речь, в течение
6-ти глав, и в этой речи столько глубины, столько надежды, как будто он
интуитивно угадывал: вот-вот заговорит с ним Сам Господь, чего Иов так
страстно желал. И Он заговорил. Но прежде вступил в разговор как бы
предтеча — Елиуй, подготовив душу Иова к встрече с Богом.
Третья неправота
Каждый из троих попробовал силы в пророчествах о будущем Иова,
и опять же как от имени Самого Бога. Елифаз. 15 гл.: «Не в свой день
он скончается». «Опустеет дом нечестивого». Софар. 20 гл.: «Небо от-
кроет беззаконие его, и земля восстанет против него». «Не видать ему
ручьев, рек, текущих медом и молоком». Вилдад* 8 гл.: «Надежда ли-
цемера погибнет».
Но где было знать им о прекрасном финале этих событий, о новых
сыновьях и дочерях, об имении и стадах больше, чем в любом колхозе.
О молоке и мёде его дальнейшей жизни.
Иов делает ещё одну попытку остановить своих зарвавшихся друзей:
«Рука Божья коснулась меня. Зачем вы преследуете меня?» «О, если бы
записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге, резцом
железным с оловом — на вечное время на камне вырезаны были!» Вот
эти слова:
«А я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит
из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога.
Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает серд-
це в груди моей» (Иов 19:21—27).
И надежда не подвела его, вскоре всё, до последнего слова, испол-
нилось. А мечта Иова об увековечении его надежды резцом железным
осуществилась, превзойдя все его ожидания. Миллиарды раз во всех на-
печатанных Библиях в мире, в календарях и открытках, как эхо от древних
дней к нашим дням, несётся фраза: «А я знаю, искупитель мой жив».
Четвертая неправота
Она выражена Иовом так:
«Надлежало ли вам ради Него говорить неправду и для Него гово-
рить ложь? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманите ли Его,
как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрыт-
но лицемерите» (13:7—10). Господь не нуждался в такой защите, когда
без устали чернили Его слугу, чтобы на фоне этой черноты праведность
Божия смотрелась ярче. Напрасно льстили они Богу. Его этим не купишь.
Итог наших размышлений
Все, что сказано Иовом, принимайте, как истину. Небольшие исклю-
чения составляют отдельные фразы от незнания сути происходящего
и от невыносимых страданий. Но эти исключения неопасны для читате-
лей книги Иова.
Вдохновенная речь Елиуя тоже одобрена Богом. И поражаешься глуби-
не знаний этого молодого человека в глубокой древности. Здесь не обо-
шлось без вдохновения свыше. Что касается трех друзей, то их речи, не-
смотря на кажущуюся мудрость, вызвали гнев Божий: «Горит гнев Мой
на тебя».
Как быть с ними? Два правила: извлекать драгоценное, которое, несо-
мненно, есть там, не всё принимая за Вечные Истины. И уже слышанное
правило: читать их речи, как рыбу кушать — мясо съели, а кости — в сто-
рону.