Доброго дня вам, друзья! Мы продолжаем изучать Притчи царя Соломона. Сегодня у нас 11 глава в которой очень много полезных советов для жизни, которые принесут плод, как в этой жизни, так и в
следующей.
1 Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
И самый первый совет – о честности. Люди лукавят. Лукавят почти все. Если человек говорит что он не лукавит – значит, он лукавит.
И самый первый стих этой главы устанавливает правила ведения своего дела. Лукавство – мерзость перед Богом, обман мерзость перед Богом. Для меня мерзость это гниющая плоть, однополая любовь, испражнения, слизь… Бог с таким отвращением смотрит и на лукавство и обман. И перед тем как еще раз слукавить, подумайте о том, что вы делаете мерзость.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость.
Снова повторяется эта мысль, которую мы встречали и раньше.
Мудрость со смиренными, только смиренный может принять новые знания. Гордый думает что он все знает, и гордого унижает то, когда его кто-то учит. Будьте смиренными и учитесь.
3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Этот отрывок говорит о преимуществе правды перед коварством. Коварные и лукавые люди, рано или поздно запутаются в своем лукавстве. Потому что одна ложь влечет за собой другую, и когда
человек сильно много врет, это вылезет наружу. Разговаривайте, друзья, спрашивайте об одном и том же в разное время, и нечестивец запутается в своих словах и выдаст себя. Но человеку правдивому не грозит запутаться – потому что он говорит что знает, правду. Ему нет смысла лукавить и обманывать. Если с вами есть правдивый человек – цените его. А от лукавого бегите, через него к вам придут неприятности и на него нет надежды.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
Все имеют надежду, как праведники, так и не праведники.
Только праведники полагают свою надежду на Бога, а нечестивые надеются на себя или счастливый случай. И когда к ним, внезапно, по причине их преступлений приходит наказание и они отправляются
в тюрьму или их готовятся убить, то вся надежда их погибает и они ломаются под тяжестью своей тщетной жизни. Праведник собирает сокровища на небесах и если даже приближается к смерти – ему не страшно, а радостно, что скоро он будет там, где Бог ему приготовил новый дом и счастье. У грешника нет такой надежды.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
Беды вокруг нас. Благословения вокруг нас. Всё есть в нашей жизни.
Есть люди, которые хотят чтобы мы попали в их ловушку, беду. И эти люди, уже давно не роют волчью яму, чтобы вы в нее упали.
Эти люди лицемеры и роют вам яму своими словами. Но праведный человек, спасается прозорливостью. Прозорливость – дальновидность, он видит то, во что его вовлекают, и к чему приведут те или иные слова. И более того, он не просто видит, но и делает так, что этот лицемер сам себя губит своей же ловушкой. Праведный – от слова ведать. Ведать право, вправду. Человек праведный – это не просто тот, кто бездумно исполняет то, чему его научили, это человек, глубоко понимающий мироустройство и людей. Способный отличить правду от кривды… Путь прямой от пути лукавого.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
И когда хорошо праведнику – хорошо всем вокруг, потому что праведник честным путем умножает свое богатство и делится им с другими, понимая что оно к нему же и вернется.
Когда хорошо нечестивым – всем вокруг плохо. Потому что когда им хорошо, у всех становится меньше: меньше имущества, меньше счастья и радости. Пусть будет хорошо там, где мы живем. Однажды мой злой сосед бил свою жену, и я вызвал полицию. Все боялись уголовника, а я вызвал. Потом у меня были с ним проблемы, и он разбил мне окно, но
зато другие соседи теперь на моей стороне, и понимают что если с ними что-то случится я не останусь в стороне. Пусть около вашего двора будет чисто, пусть там растут цветы красиво. Пусть все
видят, что Бог делает жизнь праведника красивой.
И снова про уста:
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
13 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
И снова про гордость, часто гордые люди, возвышая себя над другими думают что показывают что они умнее и лучше, но не понимают они, что унижая другого они показывают свое желание быть выше, а
такое желание есть у того, кто внутри слаб.
И Соломон называет такого гордого человека, который унижает другого – скудоумным. Ума у него мало. Скудость мысли. Не знает такой человек что его презрение вернется к нему, и еще проблем сделает. Почему? Потому что у нас много переносчиков, доносчиков, стукачей… Которые ощущают какой-то животный восторг, когда открывают чью-то тайну.
В одной из мудрых неканонических книг Библии написано, что глупый человек терпит боль от тайны, как будто ему в ногу стрела вонзилась и он хочет ее вытащить. Как будто он беременная женщина,
которой нужно родить тайну другого в чьи-то уши. Не будьте глупыми. Храните тайны.
14 При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
При недостатке попечения падает не только народ. Всё падает при недостатке заботы. Мало кому из вас Бог вверил народ, но Бог многим вверил семью, свою учебу, работу, служение. И при недостатке заботы даже крыша в доме протечет, не говоря о том, что может случиться с вашими близкими. Они могут впасть в уныние, от недостатка заботы, дети могут плохо учиться, а жена может перестать за собой следить, муж может перестать хотеть работать. И все от недостатка любви и заботы. Людям требуется внимание и забота. Вашему делу требуется внимание и забота. Вашему служению требуется внимание и улучшение. Кто не собирает – тот расточает. Если вы не растете – то вы расточаете.
15 Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
Не ручайтесь за постороннего, и люди будут ручаться за вас.
16 Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.
Здесь нужно понимать, что слава добывается не богатством, а характером. И богатство добывается не славой, а трудолюбием.
А чтобы быть трудолюбивым нужно быть смиренным.
17 Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
18 Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная.
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
Как сделать добро своей душе? Нужно иметь доброе прощающее сердце. Через прощающее сердце проходит любовь и жизнь. А из сердца жестокого не может выйти обида- и она убивает человека.
Соломон НЕНАВИДИТ РУЧАТЕЛЬСТВО!! Но при этом за одну вещь, он все таки может поручиться. Это за то, что нечестивый не останется ненаказанным. Бог его накажет или болезнью, или руками других, таких же нечестивцев как и он сам.
- то золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.
Благонравная жена приобретает славу своим нравом, но есть такие, которые приобретают славу своей красотой.
)) слышали выражение? У него таких вещей “Как у дурака фантиков”? Фантик без конфеты нужен только дураку. Мудрые люди понимают, что ценно то, что внутри. А если женщина без рассудка, то она такой вот пустой фантик.23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто наполняет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.Здесь мы встречаем еще один духовный закон. Закон сеяния и жатвы. Чтобы урожай щедрый пожать- нужно щедро и посеять. Но не приносит плод зерно в хранилище. Ему там сухо и темно. И оно не прорастает и не приносит плод. Закон сеяния и жатвы работает как в духовном мире, так и в материальном. Если вы получаете духовные познания вы должны ими поделиться. Если вы получаете от Бога деньги, отдайте минимум десятину тем кому ее нужно отдавать: священникам, беженцам, сиротам, вдовам. Ожидание нечестивых гнев, ожидание праведников добро. Вера осуществление ожидаемого. Что ожидают грешники, а они боятся наказания, то и постигнет их. А праведники не ожидают наказания, они ожидают благословения. И Благословение постигнет их)) Внезапно и неотвратимо. На голове продающего благословение.
Благословение на голове продающего. От Бога. Мудрый человек собрал урожай и не оставил его себе. Он его продает тем, кому он нужен. Мы можем многое делать, не только продавать хлеб. Не надо удерживать у себя то, что вы умеете делать. Если вы хорошо рисуете- рисуйте и продавайте. Пусть люди радуются вашим картинам. Если вы поете- пойте пока Бог дает силы. Если вы строитель – стройте дома и продавайте. Когда вы что-то делаете- вы даете Богу возможность благословить вас. Создавайте пользу для других людей и продавайте ее. И ищите добра. Ищите и найдете – сказал Иисус Христос. Что вы ищите то вы и найдете. Ищите в человеке зло? Вы его найдете. Ищите добро- и его вы найдете.
Более того вы и сами превратитесь в то, что вы ищите.
Ищите доброе!28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстраивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
Богатство хорошая вещь, но надейтесь на Бога. Богатство – это материя. Материя не дает жизнь. Жизнь дает дух. Поэтому и черпать свою жизнь нужно не из мертвого богатства, но из живого Бога.
И тогда наполняясь жизнью от Божьего слова, мы будем зеленеть, как дерево у потоков вод глаголов Божьих. Соломон говорит, что не только в вечной жизни получат праведники награду а нечестивые наказание, но и в этой все пожнут плоды своих помыслов и трудов. Праведники пожнут долгую и счастливую жизнь, а грешники жизнь полную несчастий и разочарований. Потому что нечестие разделяет, разрушает и ничего не остается.
А мудрые праведники имеют прочные семьи, которые сохраняют Божье слово и веру. Пусть всё у вас будет хорошо, и пусть ваша жизнь станет древом жизни для тех, кто живет рядом с вами!